Previous Entry Share Next Entry
Сможешь ли ты убить толстяка и Швыдкого? Снова о заложниках
tito0107
Оригинал взят у dimagubin в Сможешь ли ты убить толстяка и Швыдкого? Снова о заложниках
На Росбалте вышел мой текст, формально посвященный шумихе, которая вдруг возникла вокруг фильма Манского о Севкорее. Я его посмотрел  в сентябре, восторга он не вызвал (все, что сообщается о Северной Корее, я и так знал), но вот реплика Швыдкого о том, что из-за Манского могут шлепнуть заложников, меня вывела из себя. Не потому, что Швыдкой лукаво изворотлив (то есть Швыдкой лукаво изворотлив, потому что он Швыдкой: у него такое лукавство державинского толка, в противовес мелкому бесу Мединского). А потому, что я не знаю, как быть, когда от твоих действий зависит судьба заложников.

В общем, вот текст.

Россияне как заложники Ким Чен Ына

В прокат вышел документальный фильм Виталия Манского про Северную Корею, называется «В лучах солнца». Фильм почти двухчасовой. Такие любят на кинофестивалях (в сентябре на «Послании к человеку» он получил 2 приза), но в кинотеатрах они шума не вызывают. А вот с фильмом Манского началась шумиха. Северная Корея заявила протест. Восемь кинотеатров в Москве фильм показывать отказалось. Те пять, что не сдрейфили, имеют толпу на входе. Про фильм пишут все газеты и сайты, включая тех, что отродясь не рецензировали документалку. А экс-министр культуры Михаил Швыдкой публично обвинил Виталия Манского в том, что режиссеру не ценны ни слезинка, ни жизнинка ребенка, - героини фильма девочки Джин-ми.

Дело в том, что с Манским повторилась история маркиза Астольфа де Кюстина, приглашенного Николаем I в Россию из Франции, дабы описать в пропагандистских целях выдающиеся успехи абсолютизма. Монархист де Кюстин, однако, пришел от России в ужас. На восстановлении Зимнего дворца после пожара, писал он, погибло столько же славянских рабов, сколько французских рабочих заработало на строительстве Версаля. И путевой очерк «Россия в 1839 году» стал классикой документального жанра, демонстрируя разницу между самодержавием и монархией. Все понимая, де Кюстин записки вел тайком, написанное прятал в подкладку шапки, - так и вывез.

Вот и Манского великий вождь Ким Чен Ын пригласил ровно с такой же целью, и спецслужбы не давали свободно ступить шагу, соорудив для съемочной группы потемкинскую (вернее, потемкЫнскую) деревню, написав идиотско-лучезарный сценарий и цензурируя отснятый материал. Но Астольф де Манский снимал якобы выключенной камерой, перегонял отснятое на тайную флэшку, которую, полагаю, в подкладке кепки вывез на свободу и смонтировал фильм, прежде чем севкорейцы очухались. Наглядный урок, что высокотехнологичная цивилизация оставляет в дураках отсталую.И не только по причине владения технологиями, контролировать которые отсталая цивилизация не умеет. Но и потому, что отсталые считают, что весь мир устроен как они, только умело маскируется. Поэтому в оценке последствий они неизменно попадают впросак. Вот Манский и сделал фильм в жанре «кино про то, как снимали кино», и получилось куда занятнее, чем если просто снять еще один злой фильм о нищей стране.

Пишу я это, впрочем, не чтобы рассказать о фильме, а чтобы подивиться реакции на него в России. Которая, казалось бы, плевать хотела на мелкую диктатуру, от которой ничего в мире не зависит, потому что у нее ничего, кроме атомной бомбы, нет, и размахивание этой бомбой составляет единственную статью экспорта. Это даже не моська, а комар против медведя, по которому полезно шлепнуть лапой, чтобы доказать самому себе, что ты все же медведь (по другим как шлепнешь, так и получишь в ответ).

Но мишка почему-то жмется к комару. Жмутся восемь кинотеатров и один бывший министр, ныне спецпредставитель президента РФ по культурному сотрудничеству. От кинопрокатчиков отмахнусь (бизнесмены – трусливый народ), но от Швыдкого не отмахнешься. Швыдкой публично заявил, что Манский, нарушив договоренности с Северной Кореей, поставил под удар всех героев фильма. Включая Джин-ми и ее родителей, с которыми теперь в Пхеньяне могут поступить так, как поступали с членами семей изменников Родины при товарище Сталине. И, типа, про нравственные постулаты Достоевского Манский забьыл. Ну, Швыдкой умеет закручивать фразы, как иная бабушка консервы на зиму, - за то его и любим. Не Мединский.

И на эту претензию невозможно закрыть глаза, - как бы Манский ни парировал, что теперь девочку в Корее носят на руках. Ну, а не носили бы? А что в Корее сделали с теми гэбэшниками, что попали в кадр кадр?

Природа Северной Кореи такова, что все герои съемок с первого дня находились в заложниках результата, который покажет режиссер Манский. Покажет Манский вранье, - им не будет ничего. Покажет правду – им секир-башка.

Вот вопрос, ради которого я и рассказываю эту историю: как быть, если в твоих руках судьба заложников? Причем заложники не только в Корее. Я тоже заложник, хотя и пятой очереди: я, к примеру, не могу высказать претензии к фильму Манского (а они есть), потому что нельзя громить человека, на которого навалился Ким Чен Ын. Да еще и Швыдкой привалился…
Вот вы бы на месте Манского как поступили, - а? Сняли бы правдивый фильм, зная, что он может убить? Дайте честный, положа руку на сердце, ответ? Раз, два, три – ну? Не даете ответа? Играете в гоголевскую, ни на один вопрос не отвечающую, Русь?

И правильно делаете.

Человек, Homo sapiens, не может давать ответы в таких ситуациях без риска расчеловечивания. В человеческой логике нет смысла у вопросов «Спасете вы из воды ребенка или нобелевского лауреата?». В когнитивной психологии и нейроэтике это известно как “trolley problem”, «проблема поезда», когда стрелочник должен выбрать, кого раздавит поезд – пяток худышек или одного жирбабая. (Проблема описана еще в 1967-м британским философом Филиппой Фут, заложившей основы виртуальной этики, - но я рекомендую книгу английского философа Дэвида Эдмондза Would You Kill the Fat Man, «Убьете ли вы толстяка?»).

И в этом, собственно, действенность института заложников для тех, кто заложников берет. Поезд едет, и кто-то погибнет (в случае Манского – либо потенциальный зритель и достоинство Манского-режиссера, либо участник съемок), и ты в любом случае будешь виноват. И ответ «В таких случаях не нужно принимать приглашение ехать на съемки в Пхеньян» тоже не ответ, если твоя профессия – ехать и снимать.

В любом случае, если вы с этой проблемой сталкивались, имеет смысл фильм Манского посмотреть. Помимо Москвы, он идет в 4 кинотеатрах в Питере, а торренты доступны всюду, пусть лично Манский и противник свободы скачивания фильмов в интернете.

Идите и смотрите. Я не Швыдкой, грозить слезой ребенка не буду.
Я в социальных сетях:
ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук — https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм — https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер — https://twitter.com/gubindima
Youtube https://youtu.be/BJ2ROaagRpc

Мои электронные книги:
- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:
- Интервью как "Вишневый сад"
- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину

Мои аудиолекции:
- Смерть худлита и второе рождение non-fiction: что читать, зачем читать, где брать
- Издатели non-fiction: главные игроки и примкнувшие к ним шулеры


?

Log in

No account? Create an account