Previous Entry Share Next Entry
Еще о барочных наличниках в деревянной архитектуре
tito0107
LePrince_Russian-dance.jpg
Ж.-Б. Лепренс. Русская пляска, ок. 1758-1762
Вот, нашел на этой картинке ответ на давно волновавший меня вопрос: когда барочные наличники пришли в русскую деревянную архитектуру? Ясно, что пришли они из каменной архитектуры, но случилось ли это в 18 веке, или в 19-м?
(Один из самых ранних примеров наличников с волютами - в деревне Александровка под Потсдамом, но там непонятно, насколько декор действительно отражает народные мотивы, и насколько является фантазией архитектора, Карла Росси).
А тут видно, что наличник на явно деревянном доме, обшитом досками, и дом это не крестьянский, а господский. Думаю, дело было так: не позднее середины 18 века барочные наличники с волютами переходят из каменной архитектуры в деревянную, "господскую", затем их заимствуют горожане и богатые крестьяне. Вероятно, к началу 19 века их форма уже претерпела изменения, и они воспринимались, как элемент народной архитектуры.

Ну и конечно, все эти "ужики" и "коники" из пропильной резьбы никакого отношения к язычеству не имеют, а являются результатом дальнейшего развития барочных и классицистских (ампирных) форм.

  • 1
Деревянные барочные наличники в "профессиональной" архитектуре существовали уже в начале XVIII века. Взять хотя бы трезиниевские "образцовые" проекты для Петербурга - это ведь все деревянные дома (правда, там наличники попроще). А к середине столетия было создано уже ОГРОМНОЕ количество деревянных барочных зданий и целых комплексов с самой сложной декоративной отделкой. Вот яркий пример, усадьба "Нескучное": http://vma.muar.ru/projects/5654c0adceb6e3fa2f79e42e (Можно загрузить себе на компьютер трехмерную модель и поиграться с ней). Так что действительно барочные наличники должны были широко разойтись никак не позднее середины XVIII века.

Edited at 2016-11-28 07:47 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account