Previous Entry Share Next Entry
Улицы мира в 1956 году: сравнительная историческая урбанистика
tito0107
Оригинал взят у visualhistory в Улицы мира в 1956 году: сравнительная историческая урбанистика
Наш проект 20 век в цвете был изначально задуман как сравнение "уличной жизни" различных стран на определённый год. Понятно, что такое сравнение в высшей степени условно, но всё же было интересно посмотреть, что из этого получится.
Ровно год назад мы сделали пилотную серию по 1955 году. Увы, дальше руки так и не дошли, но всё же попробуем продолжить.
Сегодня будет 1956 год, города мира ровно 60 лет назад.
Обращаем внимание на всё: количество и виды транспорта, дорожное покрытие и разметку, уличную инфраструктуру, внешнюю рекламу, озеленение.
Начнём с СССР.

Центр Москвы 1956 года на снимке С.О. Фридлянда:

1956 Teatralnii proezd, foto M. Ibrahmana I S. Fridljanda.jpg
КРУПНО

Это, безусловно, парадная витрина советской уличной жизни: новые монументальные дома, асфальтовое покрытие, изобилие автомобильного транспорта. Такой транспортный поток до в 1950-е  был только в Москве, на Невском и Крещатике — уже на порядок меньше машин, в других городах на улицах почти исключительно автобусы и троллейбусы или трамваи (там, где они были).
Модельный ряд легковушек крайне скудный и устаревший — почти сплошь "Победы", которые выпускают уже 10 лет. Изредка попадются "Москвичи-400" ещё довоенной немецкой конструкции. Зато здесь, как и повсеместно, видна фирменная черта советского уличного траффика — всегда в потоке хотя бы один "армейский" внедорожник, иногда сразу несколько. Из стран, кажется, только СССР (ну и МНР с КНДР) использовали военные внедорожники как повседневный гражданский транспорт (разумеется, государственный).


Новые окраины Москвы — образцовый социалистический город с широченными пустыми магистралями и огромными домами, хорошим озеленением и почти полным отсутствием заметных рекламных конструкций:
1956 Москва8.jpg


КРУПНО

Теперь такой тип города принято называть "Северная Корея", имея в виду Пхеньян, только там легковушек вообще почти нет.

Ещё одна яркая особенность советского траффика — невероятно высокий процент грузовиков, что особенно заметно на центральных московских улицах:
1956 Москва3.jpg
КРУПНО

При этом большинство грузовиков имеют суровую военную окраску.
Зато здесь видна новинка сезона — "Москвич-402", который пошёл в серию с апреля 56-го. А вот "Волги" появятся лишь в следующем году.

Невский проспект 56-го на снимке Ж. Дюпакье — одни автобусы:
Dupaquier_Len2.jpg
КРУПНО

Количество уличных знаков минимально, что весьма похвально. Знаки, как и реклама, портят вид города.

Главный проспект Ташкента 56-го на снимке Ж. Дюпакье — только общественный транспорт, грузовики и "Иван-джип":
1956_Tashkent1.jpg
КРУПНО

Здесь мы видим ещё одного мотоциклиста — весьма редкий участник уличного движения в СССР 1950-х. Зато уже в 1960-е советские города будут лидировать по числу уличных мотоциклистов.
Удивительно, что в СССР на улицах было крайне мало велосипедистов, при том, что покупка велосипеда была в то время вполне посильна для человека среднего достатка и было где хранить двухколёсного друга (более 80% горожан жили в частном секторе с сараями во дворе).

Владимир. Улица III Интернационала (ныне Большая Московская) на фото Всеволода Тарасевича:
1956 Владимир. Улица III Интернационала (ныне Большая Московская). Всеволод Тарасевич.jpg

Даже на главной улице города из транспорта в кадр попал один троллейбус, что вполне соответствует тогдашнему уровню траффика. Зато улицу заасфальтировали ещё в 1945 году, тогда как Париж, например, ещё несколько десятилетий будет ездить по брусчатке.

В Одессе 1956-го даже у вокзала нет никакого транспорта, кроме автобусов:
1956 Одесса ЗИС-155.jpg
Конечно, где-то там дежурили ещё пара такси "Побед", но они не попали в кадр.
Зато какая чистота улица! Никакого рекламного мусора, убивающего вид любого города.

Чисто советский город — Шталин-аллея в Берлине 65-го:


Глядя на этот ряд снимков может показаться, что это вполне "нормальные" виды для крупных городов 1950-х.
Но на самом деле в то время (более чем сейчас) города мира выглядели очень по-разному.

Вот, для контраста сразу дадим Бангкок — в то время столицу очень бедной, чисто аграрной страны:
1956 Bangkok2.jpg

Совсем другой колорит, стиль жизни, характер уличного транспорта. Во всех городах "Третьего мира" людей на улице ощутимо больше.

Машины тайцы предпочитали покупать, понятно, самые дешёвые, но их уже тогда было в Бангкоке намного больше, чем в любом городе-миллионнике СССР кроме Москвы:
1956 Bangkok.jpg

Велорикши составляли (а кое-где и сейчас составляют) главну особенность траффика в городах Южной и Юго-Восточной Азии. Кое-где в 1950-е это был вообще едва ли не главный городской транспорт.

В Сайгоне 1956-го первая в мире выделанная велополоса?


А ещё Сайгон 1950-х был мопедной столицей мира!
1956 Saigon7.jpg

Грузовой рикша на улице индийского Мадраса в 1956-м:
1956 Madras.jpg

Другой особенностью Юго-Восточной Азии было исключительное значение малого речного транспорта во многих крупных городах (Бангкок, Сайгон, Шанхай).

В Шанхае 1956 года почти исчезли легковые автомобили, зато по-прежнему много лодок (фото М. Савина):
1956 Шанхай Вид на реку Янцзы САВИН Михаил.jpg

А вот в Анкаре 1956-го есть что-то близкое по духу советским городам:
1956 Ankara Ataturk boulevard.jpg

Широкие пустые улицы с великолепным озеленением делали Анкару похожей на столицу какой-нибудь южной советский республики:
1956 Ankara Ataturk boulevard3.jpg

А вот соседний богатенький Бейрут сверкает блеском новейших американских автомобилей:
Beirut, Lebanon
КРУПНО
Трудно поверить, что через 20 лет "Париж Ближнего Востока" ждёт сошествие в ад.

Тогдашние Афины смотрелись явно беднее Бейрута:
1956 Athens Syntagma by Andrew Baerst.jpg

Словно в какой-то стране "Третьего мира" в Афинах тогда весьма распространён тележечный транспорт:
1956 Athens.jpg

Швейцарская столица Берн жила тихо и непритязательно:
1956 Bern Kramgasse.jpg
Если экономически кому-то более выгоден гужевой транспорт, отчего его не использовать в столице богатейшей страны во второй половине 20 века? Про замену брусчатки на асфальт они даже слышать не хотели: никаких понтов!

В Стамбуле 1956-го гужевой транспорт тоже не редкость:
1956 Istanbul Karakoy-Meydani.jpg

"Сердцем" автомобильного мира 1950-х была, разумеется, Америка. Европейский автопром (не говоря про зачаточный японский) даже близко не стоял к американскому. Если не ошибаюсь, США выпускали тогда машин больше, чем все остальные страны вместе взятые.

Американские автомобили были очень большими и роскошными. Они были самым наглядным символом американского величия и экономической мощи.
7-я Авеню в Нью-Йорке, 1956:
1956 NY 7th Avenue toward 44th Street.jpg
Никакой зелени, зато много рекламы и минимум общественного транспорта.

Плотный нью-йоркский траффик 1956-го:


Каменные джунгли главной чикагской улицы в 56-м:
1956 Chikago State Street.jpg
Яркие краски дорогих автомобилей с таким фантастическим разнообразием модельного ряда, что в кадр никогда не попадут две одинаковым модели! Такое было только в США и странах Латинской Америки, "захваченных" американским автопромом.
Бросаются в глаза также полное отсутствие зелени и свободное поведение людей на проезжей части.

Неповторимый южный колорит улиц Нового Орлеана:
1956 New Orleans1.jpg

Засилье американских автомобилей в Гаване:
1956 Havana El Capitolio from the corner of Paseo de Marti and San Jose in old Havana.jpg

По сравнению с Гаваной 56-го автотраспорт Лондона, Парижа или Гамбурга выглядел просто жалким и старомодным...

Вообще, предкастровская Гавана была безумно крутым ультрасовременным городом, нечто вроде Дубая 2000-х:
1956 Havana Malecon.jpg

Мехико 1956-го также выглядел круче любой европейской столицы,  авенида Хуареса, почти Бродвей:


И опять царство  американских автомобилей, на покупку которых в немалых количествах у мексиканцев откуда-то находились деньги.

А вот в Хельсинки тем временем были рады советским "Победам":
1956 Hels2.jpg

В Финляндии народ жил бедно, крупные города застраивали хрущёвками, а автобусы были главным средством передвижения:
1956 Hels.jpg

Стокгольм 1056-го:
1956 Stockholm Hamngatan.jpg

Для сравнения та же улица в 2008-м:
1956 Stockholm Hamngatan2008.jpg

В едва оправившейся от войны Западной Европы тогда был культ маленького, экономичного и дешёвого автомобиля, который, как говорили, "посадил за руль" средний класс.
"Жук" в Германии, 2-CV во Франции, FIAT-600 в Италии, Mini в Англии.

В то время как в СССР под такси приспосабливали правительственные лимузины, в Италии изощрялись, как бы запихнуть побольше пассажиров с багажом в малюсенькую "консервную банку".
FIAT Multipla Taxi, 1956:


Но и это был не предел. Европейского обывателя пытались посадить на такие сверхлёгкие "автомобили", которые в СССР полагались только инвалидам (бесплатно).

Одной из наиболее известных стала немецкая мотоколяска Messerschmitt Auto. Вот она на улице Нюрнберга в 1956 г.:
1956 Messerschmitt Auto Nuremberg.jpg

Немецкие города спустя 10 с лишним лет после окончания войны всё ещё полны руин. Даже экономическая столица ФРГ Франкфурт:
1956 Frankfurt.jpg

Некоторые руины решили оставить как напоминание о войне. Западный Берлин-56:
1956 Berlin3.jpg
Кстати, это главная магистраль Западного Берлина, сравните со Шталин-аллеей выше и найдите 10 отличий.

Главная магистраль Парижа в 1956-м:
1956 Paris (2).jpg
КРУПНО

Никаких грузовиков цвета хаки и военных внедорожников, относительно мало автобусов (возможно, за счёт густой сети метро).

Символы Парижской улицы - брусчатка, афишные тумбы, уличные писсуары:
1956 Paris Street Life.jpg

Типичный римский транспорт 1956-го у ж.д. вокзала:
1956 Roma Termini.jpg

Трамваи в западных городах 1950-х стремительно вымирали вследствие массового распространения частного автотранспорта.

Крупнейший город Новой Зеландии Окленд провожает последний трамвай в декабре 1956-го:
1956 Aucklend by Ron Clark, Auckland's last tram, December 1956.jpg

А в Мадриде 56-го трамваи ещё ходят в самом центре города:
1956 Madrid.jpg

Обратите внимание, что в Европе даже на главных улицах не спешили (в отличие от СССР) менять брусчатку на асфальт.

Старый стамбульский трамвайчик доживает последние годы, чтобы потом возродиться в 1990 г. уже как heritage tram (снимок 1956-го):
1956 Stambul.jpg

Удивительно, но к 1956-му в США ещё везде был уничтожен трамвай. Ходил по Бродвею в Лос-Анджелесе:
1956 Los Angeles Transit Lines car no. 1440 on Broadway.jpg


Отдельная тема — двухэтажный общественный транспорт. В 1956 году он был почти во всех крупных городах "британского мира", а также попавшего под его влияние Иберийского полуострова.

Барселона-1956:
1956 Barcel_trollebus2.jpg

Лиссабон-56:
1956 Lisbon.jpg

Царство дабл-деккеров в Дублине 56-го:
1956 Dublin OConnel st.jpg

Двухэтажный трамвай в Бирменгеме:
1956 Birmengham TalbotSqClr.jpg

Двухэтажный трамвай в Глазго:
1956 Glasgow Corporation Tramcar.jpg

На главной улице Эдинбурга в 1956-м одни двухэтажные автобусы:
1956 Edinburg_Princess.jpg
Нет кричащей рекламы, всё довольно аскетично.

Парадоксально, но в 1950-е многие крупные города капиталистической Европы выглядели гораздо более "советски", чем выставлявшие на показ своё богатство столицы "Третьего мира".

Несмотря на капитализм и "свободный рынок" в Западном мире 1950-х были очень чётко распределены сферы влияния на авторынке.

Вот, например, Австралийский мегаполис Мельбурн, как и весь "британский мир", строго придерживается английской автомобильной моды:
1956 Melbourne.jpg

С другой стороны, вчерашний британский доминион Канада входила в американский автомобильный мир.
Монреаль 1956-го:
1956 Montreal1.jpg


Я отобрал для поста лишь малую часть снимков, имевшихся у меня по 1956 году.
Получилось несколько сумбурно, но внимательные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этого фотообзора. Например, попытаются найти в нём хоть один подземный переход))








?

Log in

No account? Create an account