Previous Entry Share Next Entry
Тёмная ночь. До Караваджо
tito0107
Подборочка картин к празднику.
Изобразить контрастное освещение - довольно сложная задача. По сути, она схожа с построением перспективы, но это как бы перспектива в квадрате: сначала строится собственно перспективное изображение, затем - падающие и собственные тени от точечного источника (в случае, если источников света несколько, задача еще больше осложняется). Поэтому повальное увлечение приемом тенебросо началось довольно поздно - с Караваджо, подобно тому, как за полтора века до него началось повальное увлечение перспективой. До начала 16 века контрастное освещение в картинах встречается исключительно редко, но на протяжении этого столетия число художников, отдавших дань этому приему, неуклонно возрастает, ибо выразительность изображения, полученного таким способом, перевешивает сложность построения и написания картины. Тем не менее, применять его стараются там, где это необходимо по сюжету, в первую очередь в ночных сценах. Один из первых примеров (в новом искусстве) такого рода мы видим в творчестве Таддео Гадди:

Gaddi_Taddeo_Announcement.jpg
Таддео Гадди. Благовещение пастухам. Фреска церкви Санта-Кроче, 1338.
Разумеется, построение светотени здесь столь же примитивно как перспективные построения. Фигуры имеют собственную тень, но не отбрасывают тени падающей.
Вообще, было бы интересно проанализировать картины на предмет правильности построения теней, но дело это долгое, поэтому отложу его на неопределенный срок. В сцене благовещения пастухам част встречаются сложные светотеневые эффекты, но еще чаще они встречаются в близком сюжете - "Поклонение Младенцу" (и вообще "Рождество"). тут уж художники не упускали возможности продемонстрировать, как они владеют этим приемом. И первым в этом ряду стоит Гертген тот Синт Янс.

Geertgen_tot_Sint_Jans_0021490.jpg
Гертген тот Синт Янс. Рождество. ок. 1484-1490
Свет, исходящий от Младенца, ярко освещает лица и фигуры Марии и ангелов. Иосиф в тени почти не заметен. Тут уже вспоминается даже не столько Караваджо, сколько утрехтские караваджисты и Жорж де Латур, с которым Гертгена роднит неподвижность фигур.
Естественно, у новатора нашлись подражатели.

Michel_Sittow_0031510-1520.jpg
Михаэль Зиттов, ок. 1510-1520

The Nativity
Ян де Беер, ок. 1515-1525.
Замечательный художник Ян де Беер. Но ему "не повезло", значит ждите.)

Baldung_FR_Hochaltar_021515.jpg
Ханс Бальдунг Грин, ок. 1515

Albrecht_Altdorfer_-_Nativity_-_WGA02111513.jpg
Альберт Альдорфер, 1513. Альдорфер любил поразить зрителя, и в этом было что-то подростковое, квартрочентистское (с учетом того, что немецкое искусство "задерживалось в развитии"). Тот же Ян де Беер - это переход к Высокому Взрождению (его северному аналогу), а Альддорфер и многие другие - еще Раннее.

Hans_Baldung_-_Nativity_-_WGA012101520ок.jpg
Ханс Бальдунг Грин, ок. 1520.
Бальдунг идет туда же, к раннему Возрождению.

Со временем прием приходит и в Италию.

Defendente_Ferrari_-_Nativity_in_Nocturnal_Light_-_WGA078121510.jpg
Дефенденте Феррари, ок. 1510

Нет сомнения, что для мастеров Высокого Ренессанса построение контрастного освещения не представляло большой сложности, во всяком случае теоретических знаний для этого у них было поболее, чем у каких-либо художников, живших д них и в их время. Но в их работах тенебросо встречался редко, возможно потому, что придавал излишний драматизм, что расходилось с эстетическими установками. Зато уж маньеристы оторвались!

Correggio_-_The_Holy_Night_-_Google_Art_Project.jpg
Корреджо. Рождество (Святая Ночь), 1528-1530.

Знаменитая картина, которой восхищались и вдохновлялись многочисленные мастера следующего столетия, включая Рубенса. Но современникам она была мало известна. как, впрочем, и творчество Корреджо в целом.

Giulio_Romano_-_Adoration_of_the_Shepherds_-_WGA09609.jpg
Джулио Романо. Поклонение пастухов ок. 1535. Слева - Лонгин Сотник, справа - Иоанн Богослов.

Giorgio_Vasari1546.jpg
Джорджо Вазари. Поклонение пастухов, 1546.

Tintoretto_-_Natividad,_s__XVI.jpg
Тинторетто. Поклонение пастухов, 1550-е (?)

Savoldo,_adorazione_dei_pastori_di_san_giobbe1640.jpg
Джироламо Савольдо. Поклонение пастухов, 1540

В Венеции Высокое Возрождение задержалось. Стилистически работа Савольдо принадлежит скорее к этому периоду, но в ней просматривается путь в искусство позднего Ренессанса. ИМХО, Савольдо - наиболее подходящий кандидат на роль предтечи Карваджо среди художников своего времени.


Тинторетто. Поклонение пастухов, 1578-1581.
Более знаменитая, чем предыдущая, работа Тинторетто. Здесь он уходит от маньеризма, но окончательно с ним не порывает никогда.

Jacob_de_Backer_-_The_Nativity_-_WGA1127втор пол. 16 в.jpg
Якоб де Бакер. Рождество, втор. пол. 16 в.

Adoracion_pastores-Roland_Mois1585-1590.jpg
Роланд де Моис. Поклонение пастухов, ок. 1585-1590.
Соблазнительно в творчестве испанского художника увидеть влияние Эль Греко, но скорее всего, его здесь нет.

Ludovico_Cigoli_-_L'Adorazione_dei_pastori_con_Santa_Caterina_d'Alessandria1599.jpg
Людовико Чиголи. Поклонение пастухов со Св. Екатериной Александрийской, 1599

Barocci11597.jpg
Федерико Бароччи. Рождество, 1597.
Последние две работы словно указывают варианты пути от маньеризма к барокко. Но эволюция (в том числе, эволюция искусства) обычно избегает прямых путей. В то время, когда Чиголи и Бароччи писали свои картины, к вершине своей славы уверенно шел молодой Караваджо.


  • 1
Младенец как источник света?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account