Previous Entry Share Next Entry
Подбираюсь к китчу
tito0107
Продолжаю подбираться к анонсированному посту про китч.

IMG_0219 - копия.JPG
Как думаете, какого года открытка и чему она посвящена?

IMG_0219.JPG

Многие, наверное, ожидают увидеть на открытках эпохи зрелого сталинизма рабочих, колхозниц, солдат на страже Родины и прочих строителей коммунизма. Такие тоже были, но основная масса открыток того времени - как раз такие вот кустарные поделки, или нейтральные цветочки.

Вот еще открытка из семейной коллекции (как и первая), примерно того же времени:

IMG_0233.JPG

Подборку подобных "шедевров" можно увидеть здесь.

СССР был страной победившей мещанской культуры, причем победа эта была тотальной, ни в одной более-менее развитой стране такого не было. (В смысле, столь серьезной победы). Естественно, в первую половину советской эпохи большую часть населения составляли крестьяне, и крестьянская культура также существовала, но она стремительно "омещанивалась", причем этот процесс начался еще до революции. И эпоха зрелого сталинизма - это время разгула китча и на "верхнем" уровне культуры и на низовом. Оговорюсь, что не все произведения изобразительного искусства, созданные в то время, - китч (музыку и литературу вообще оставляю в стороне), но подавляющее их большинство. Что-то - китч в "хорошем смысле слова", но большая часть в плохом.

В эпоху оттепели положение изменилось, но не слишком кардинально (если брать культуру в целом), и об этом я планирую написать в посте про парадокс советского дизайна.

zina_korzina пишет, что советская культура было "дворянской". Нет, она была мещанской, но мещане испокон веков, еще с домольеровских времен, стремились подражать дворянам. В том числе и в "галантерейном обхождении".

См. также:
О советской наивной живописи

  • 1
Это именно кустарные открытки, выпускались артелями глухонемых, продавались в поездах. На открытках госиздата всё было в порядке с рабочими и колхозницами.

Это я понимаю. Вопрос в соотношении госиздатовских и кустарных открыток в разные периоды советской эпохи.

Дык корзина как безусловный авторитетный специалист по советской эпохе она самая и есть. Дворяне и мещане в таком случае примерно одно и то же. Разница в том, что одни наследовали суть и содержание, другие подражали внешней форме. Только форма без содержания явление неустойчивое,
и хабалистое нутро обязательно прорвется наружу. Рано или поздно, но обязательно прорвётся. Всенепременно.

Тогда давайте договоримся о терминах.
Что значит "мещанский"?
На мой взгляд, это (только русско/советское приниженное) понимание нейтрального термина, связанного с жизнью буржуа, бюргера, горожанина. Это третье сословие. Оно формировалось долго, и эстетика его тоже складывалась постепенно. Павел Федотов мещан-купцов в середине века изображает сатирически, а через два поколения выросший из этой же среды купец Третьяков из таких картин и собирает коллекцию.
Бывшие крестьяне Советской России этот путь пройти не успели.
Мещанство - это человечность, это гуманизм. Противовес великим идеям и великим потрясениям.

Маленькое уточнение: Третьяков стал собирать коллекцию сразу после смерти Федотова.
А по сути согласен. Да, человечность, да, гуманизм, проявления которых могут быть очень разными.

Уточнение принимается ))
Сказать точнее, на то, чтобы из персонажей Федотова получились Третьяковы и Рябушинские, в целом не меньше двух поколений, наверное, и требовалось.

Ну, в нидерландским словечко kleinburgerlijk тоже несет явную пренебрежительную коннотацию.

А так да, по сути сложно спорить. Культура третьего сословия - человечна. Разница в том, что в старой Европе она формировалась и развивалась веками. Голландская живопись 17 века - тоже мещанское искусство. Но в стране, пережившей взрывную урбанизацию и социальные катаклизмы, дело обстояло несколько иначе...

О том и речь... Но термина, описывающего русский вариант бюргерства и не имеющего этого ругательного оттенка, увы, нет.
У меня про похожие вещи книжка "Триумф красной герани" (на материале Будапешта). Так вот ее периодически называют "Триумф красной гвоздики" ))). Ну не дано положительных коннотаций герани, абажуру, быту в русской культуре....

"СССР был страной победившей мещанской культуры, причем победа эта была тотальной"

Очень верно! Из общения с россиянами (в основном виртуальном, но время от времени и в реале случается) заметна очень характерная черта: абсолютная невосприимчивость к современному искусству у большинства. И это я не о людях от сохи говорю. О вполне себе интеллигентных людях, хоть и не профессионалах в области искусства. Если это изобразительное искусство, то хорошо воспринимается только реализм. Если архитектура - то хронологически до ар-нуво (включитнльно). Бельгийская старина российских туристов заслуженно восхищает, но попытки обратить внимание на интересные образцы современной архитектуры могут вызвать непонимание, если не негодование.

С изобразительном искусством все, в принципе, понятно - все советские люди были воспитаны на реалистичной классике и соцреализме. С архитектурой получилось интереснее. В постсталинские времена советские люди оказались перекормлены современной архитектурой не самого высокого качества (хотя случались и интересные проекты). В итоге развилась реакция отторжения. Красивый дом в представлении (пост)советского человека - это, скорее всего, нечто неоклассическое. Или "абстрактно-староевропейское". Дом с колоннами не может не быть красивым! Лужков-стиль. Ну и тяга ко всяким "воссозданиям".

И на официальном уровне такое же понимание. Вот, например, почтовая марка (что может быть официальное?) из серии "современное искусство России"



Современное искусство представлено пейзажем в духе конца 19 века, ага.

И это еще не самое плохое. На эту картину хотя бы приятно смотреть - как на "проходной" пейзажик провинциального художника конца 19 века.

А вот как Вам такое современное искусство?



Полотно "Служу отечеству и спецназу"!

P.s. с нетерпением жду поста про китч!




Edited at 2017-01-29 05:51 pm (UTC)

Первая картинка не открылась, вторая создана под влиянием живописи Коржева.

А так - абсолютно верно. Я-то очень много общаюсь с современными россиянами в реале, по понятным причинам, причем, с людьми из художественной и околохудожественной среды больше, чем с представителями каких-либо других профессий. Так вот, даже в этой среде многие (в том числе и молодые люди) не понимают и не принимают современного искусства и архитектуры. заканчивается где-то на Ван Гоге и "Красных рыбках" Матисса.
В свое время был удивлен, как много художников считают Глазунова (!) значительным живописцем. Я до сих пор не разобрался - это от чинопочитания, или всерьез?

Это оттого, что Глазунов - про "величие" и "духовность". И если это китч, то он открытке-то из этого поста - прямо противоположен )))).

Да не только. Лет 12-15 назад патриотизм и имперство были еще не в моде (не настолько, как сейчас, во всяком случае), а Глазунова хвалили. Но, в основном, молодые. От стариков, близких по возрасту к И.С., я в его адрес ничего, кроме ругательств не слышал, а вот от стариков помоложе, родившихся в 1940-х гг., приходилось. Причем, от людей с политической позицией, противоположной глазуновской и неплохим, в остальном, художественным вкусом. Может, любовь шестидесятнической юности?

А вот, когда художник сначала изучает технику и инструменты-материалы классиков, а потом всем этим делает свой частный аутокатарсис, как Дали, например, - такое искусство может уважать и советский мещанин.

Вот кстати, хотел упомянуть Дали в этом контексте, но забыл. Да, "Дали хотя бы рисовать удел!" - довольно распространенная реакция. Хотя Пикассо, например, тоже был отличным реалистичным рисовальщиком - о чем свидетельствуют его юношеские работы. И Мондриан начинал с реалистичной пейзажной живописи. Вот только хороших рисовальщиков и пейзажистов полно, а Пикассо и Мондриан уникальны каждый в своем роде!

Вот. А я не стал упоминать Пикассо, который был вундеркиндом, потому что абстрактный период не оставил от этого рисования практически ничего.

Теперь первую картинку увидел.

Кстати, относительно самой "картинки для привлечения внимания". Я подумал, что это что-то НЭПовское.

Вполне вероятно, так и есть. Надпись добавлена позднее. Кстати, обратите внимание на шрифт.

Одни мудрецы пишут, что слон подобен колоне, другие, что подобен змее ...

новые надписи ретушью можно было делать каждый год, начиная с 1920-30-х, когда были сделаны снимки

См. мой ответ ниже.

у меня такое чувство что поставленная вами открытка это советский фотошоп.
Оригинал явно из 1910-20-х открыточных годов. Причем, возможно даже из заграничных поступлений. А надпись нанесена позднее.

Естественно. Брали старые, дореволюционные, или нэповские открытки, или иностранные, переснимали, добавляли надписи, делали коллажи, раскрашивали. Это носило массовый характер.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account