Previous Entry Share Next Entry
Про перспективу у Дейнеки
tito0107
Я не люблю, когда в живописи, претендующей на то, чтобы называться реалистической, нарушается масштабность и перспектива. Иногда такие нарушения могут быть совершенно незаметны, и тогда они оправданы. Либо должна быть серьезная эстетическая или идеологическая причина для таких нарушений. Но чаще всего художник (даже именитый и мастеровитый) просто лажает, а потом начинаются разговоры про "перцептивную" и/или "обратную" перспективу.
Как пример - картина Александра Дейнеки (на всякий случай, считаю его одним из лучших советских живописцев)

manezh22.jpg
Александр Дейнека. Раздолье, 1944
Девушка с развевающимися косичками (единственная, бегущая прямо на зрителя) довольно высокого роста, судя по пропорциям. Но тогда девушка в желтом, бегущая за ней следом - настоящая великанша, как и ее смуглая соседка. В принципе, такое соотношение могло бы иметь место, если бы точка зрения была очень сильно удалена, но нет, дистанция картины небольшая.
И этот косяк сильно портит впечатление от картины, по крайней мере, для меня.




  • 1
Ну, не факт. То есть, рассуждение верное, не факт, что было бы лучше.

Если этих двух девушек, желтую и смуглую, написать правильного размера, то они будут чуть выше пояса нашей героине. Что сразу изменит композицию, т.к. центральная фируга останется одинокой.

Меня у Дейнеки в бегуньях всегда царапает то, что они, как правило, бегут с неправильной, даже непреемлемой, характерно "девичьей" техникой движения рук с зажатым плечевыым поясом.

ну к то в наше время не лажает)

По-моему, тут и портить нечего.

Вообще то именно благодаря этой девушке и именно в таком исполнении появляется эффект движения.
За счёт непрерывного совмещения планов.
И Это картина и достаточно большая по размерам, то есть, если стоять перед картиной то этот эффект обязательно возникнет.
Я это вижу даже на этой маленькой репродукции.

В каких-то случаях обратная перспектива усиливает динамику и экспрессию, достаточно вспомнить "Страшный Суд" Микеланджело:


"Обратная перспектива" - пустой термин, за двадцать без малого лет, что интересуюсь темой, я не встретил внятного определения.
Усиливать экспрессию и динамику могут многие искажения.

Понятно, что это не геометрическое построение. А есть альтернативный термин? Такой, чтобы подходил и к иконописи, и к маньеризму?

В данном случае (применительно к "Страшному суду") говорить об "обратной перспективе" вообще некорректно. Будет врмя и желание - напишу об этом отдельный пост.

Edited at 2017-02-09 04:24 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account