Previous Entry Share Next Entry
Русский салон
tito0107
Стилевую принадлежность русской живописи второй половины 19 века определить очень просто - это салон. Обычно слово "салон" несет негативные коннотации, но здесь их нет. Я уж не говорю про всяких Бронниковых и Семирадских, но и все передвижники-реалисты от Перова до Серова. (Бронников, кстати, тоже был членом Товарищества).
Естественно, русская живопись того времени разнообразна и сильно эволюционировала, но практически все произведения русских живописцев укладываются в стилистические рамки салонной живописи.
Выпадает разве что Врубель, но и он генетически связан с Салоном - этакий запоздалый аналог Гюстава Моро.
Еще - пара поздних работ Ге. Впрочем, наверное, не попадающие под определение салонной живописи работы можно отыскать у многих художников, но они - явление маргинальное.

  • 1
Самое интересное - сравнить покупателей салонной живописи во Франции, Германии и Австрии с целевой аудиторией русской салонной живописи, в том числе, "передвижников". Об этом очень мало написано. Есть немножко у Бобрикова в "Другой истории русского искусства", но явно недостаточно.
Живопись, как рынок, в отечественном искусствоведении подчёркнуто игнорируется. Получается. что в Европе художники пашут, как рабы на галерах, а в Москвоии поют ну просто как птички божии, во славу Творца иоли снедаемые гражданскиой скорбью.

Недавно вышла книга А. Шабанова на эту тему, но я до нее так и не добрался. Едва ли не первая монография, в которой исследуется коммерческая составляющая передвижничества.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/2661/

Спасибо. Это я прочту обазательно.

Интересно, да.

Гм, наверно надо бы начать с определения "что есть салонная живопись". Потому как если "нечто реалистичное, украшабельное, служащее целью в первую очередь радовать и повышать настроение" - в общем, предмет интерьера того салона, то это одно. Ну там, одно из определений : "В более же широком смысле под салонным искусством понимается направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ веков, характеризующиеся некоторой слащавостью, определенной красивостью, иногда сентиментальностью и эротикой, а главное - приноравливающееся ко вкусам обывателя, к потребностям рынка.".

И как тут, например, Ярошенко вписывается? Да и многие многие другие. Да, они реалисты. Да, их картины мастерски написаны. Но слащавость и сентиментальность??? Да и украшать то они украшают, но эмоции вызывают специфические.

Салон - это место в Париже, где вывешивались картины на продажу. Поэтому "салонная жипопись" - это живопись, написанная не изначально по заказу какого-то богача (или государства), а изготовленная художником в расчёте продать картину.

Это понятно. Этакое "начальное понимание термина". Но в таком разрезе "русский салон" это нечто странное, т.к. у нас такого "Салона" не было, было иное. Передвижники и т.д. это все таки с художественной стороны иное явление. Схожего лишь метод продажи, но не стилистика.

Я и говорю, что интересно понять, кто платил за картины с пьяными дьяконами и рыдающими нищими сиротками. Во Франции платили за приятно нарисованных дам в неглиже и идиллические пейзажи с церквями в купах тенистых деревьев. А в России - за изображения алкоголиков и оборванцев, лежащих в грязи. Кто платил за эту хрень?
Русский Салон, бессмысленный и беспощадный.

А художник пишет и выставляет работы только думая о "как бы побольше заработать"? Многие передвижники были, например, портретистами. И заработок шел отсюда. Насколько это "Салон"? Ну если написан гламурный портрет, то да, но как раз такого в это время в России писали умеренно и не лучшие мастера. А всякое социальное писали не сколько строго на продажу, сколько "от души". Хотя Третьаков покупал, некоторые иные покупали, но не на стену гостиной, а в собрание. Да и Стасов со своей критикой специфически воздействовал на вкусы покупателей.

"А художник пишет и выставляет работы только думая о "как бы побольше заработать"? - А вы этого не знали???? Если художника деньги не интересуют, он называется "дилетант".
"всякое социальное писали не сколько строго на продажу, сколько "от души" - Это вы совершенно точно знаете? На чём основана ваша уверенность, что художнику деньги не нужны, ему и так хорошо?
"Третьаков покупал" - Много?
"некоторые иные покупали" - Кто они?
"Стасов со своей критикой специфически воздействовал на вкусы покупателей" - Каким образом это выражалось?

Любой творческий человек работает и "для денег" и "для души". Часто он вообще творит в малооплачиваемой области. Не все, конечно. Но и таких весьма много. Как и людей иных специальностей, которые в какой-то момент вместо максимизации прибли начинают искать что-то еще. (например я сам. Бывший ИТ директор).

Да, на жизнь зарабатывать надо... Но вспомним того-же Ярошенко, так, минутку - генерала. Ставшего художником. Неужто за длинным рублем побежал? Салон, собственно, и отличен от многих других своей меркантильностью. Зачем поиск выразительных средств и сюжетов, коли и так продается? Наоборот - надо искать методы продавать подороже. И все. Предел - современные аукционы с продажей мазни за миллионы.Но ведь есть множество художников (лично знаю) конечно интересующихся деньгами, но при том творящих в первую голову в той манере, которая им нравится. Даже если прибыль от того меньше.

Стасов был на чем зациклен? На "социальном служении искусства". Так было тогда модно. Соответственно, было стыдно иным писать "не социально". А иные заказчики не хотели покупать иное. Разве из чисто декоративных целей.

"Часто он вообще творит в малооплачиваемой области" - Никогда не слышал о таком.
"Неужто за длинным рублем побежал?" - Вы не знали? У Бобрикова его карьера описана именно так.
"Стасов был на чем зациклен?" - А вы знаете, что "передвиженики" терпеть не могли Стасова и всеми силами от него отбрыкивались? Считали, что он им бизнес портит.
"иные заказчики не хотели покупать иное" - Вот это и интересно. Но про этот аспект мало пишут.

Э, а старое доброе определение "академический реализм" чем нам не угодило? там и лишних коннотаций никаких не возникает.

Да, в общем-то пусть будет, но у "академического реализма" более широкие временные рамки.
Я, конечно, в курсе, что салоны проводились с середины 17 века, но все же термин "салонный академизм" обычно применяют к живописи определенного периода - 19 в., причем скорее второй его половины.

Тогда следовало бы объяснить точно, какие именно стилистические характеристики покрываются этим термином (в отличие, в сужение от тех, которые будем называть "акад. реализмом вообще"), раз уж Вы хотите им пользоваться.

Хотелось бы узнать примеры несалонной живописи.
Если исходить из того, что пишет здесь alexander_pavl, практически любая живопись - салонная (кроме той, что изначально написана по заказу). Ну, может, еще стоит исключить чисто любительскую. Просто одна живопись в силу тех или иных причин продается, или верней покупается, лучше, а другая хуже. В этом плане ваше утверждение можно перефразировать так: "Стилевую принадлежность русской живописи второй половины 19 века определить очень просто - это живопись, изготовленная художниками в расчёте её продать".

Портреты? В большинстве же их по заказу писали наверное. Хотя конечно еще были портреты разных выдающихся деятелей для продажи желающим.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account