Previous Entry Share Next Entry
О замках и эволюции
tito0107
Одна из идей, что красной нитью походят через весь мой журнал, - идея о сходстве биологической и культурной эволюции. А один из аспектов этой идеи - то, что и природе и человеческому разуму крайне сложно создать нечто новое с нуля, приходится созидать на основе того, что уже имеется и в результате такого созидания порой рождаются довольно причудливые и нелепые конструкции.
В частности, многие элементы в архитектуре, одежде и даже технике, утратив свои утилитарные функции, обретают функции декоративные или символические и сохраняются долгое время после того, как нужда в них пропала.

Вот знаменитый замок Шамбор, построенный в 1519-1547 гг.


NV_0738 (3).jpg

419.jpg

По-русски это château правильнее назвать не замком, а дворцом, ибо он никогда не предназначался для оборонительных целей. И тем не менее, в нем есть многие элементы фортификационной архитектуры того времени: донжон, угловые башни, куртины, ров (сейчас он идет только вдоль двух сторон замка, а раньше, кажется, окружал его со всех сторон). Ясно, что Шамбор долго не смог бы противостоять даже артиллерии 16 века. И тем не менее, раз уж это замок, то все вышеперечисленное должно в нем быть.

Прошло сто с лишним лет после окончания строительства Шамбора. Николя Фуке строит свой замок Во-ле-Виконт:

vo-le-vikont-8.jpg

0_95482_ab804255_xl.jpg

На первый взгляд, в его облике нет почти ничего общего со средневековыми замками. И тем не менее, есть ров, есть чисто символические стены и башни, да и центральный объем, увенчанный куполом, не является ли эволюционировавшим до неузнаваемости донжоном? (Честно, не знаю, является, или нет). Признаюсь, я профан в теме французской архитектуры 17 и тем более 16 века, так что не могу сказать, вдохновлялись ли Николя Фуке и Луи Лево непосредственно архитектурой замка Шамбор. (То, что творение Франциска I было им хорошо известно, сомнений не вызывает).
Это лишь два примера, но их можно множить и множить, вплоть до Михайловского замка. Впрочем, последний нельзя рассматривать отдельно от предромантического увлечения Павла Петровича рыцарством.


Featured Posts from This Journal


  • 1
Параллель очевидна, энтропия в искусстве характерна для деградирующего человечества.

Это и в языке нашло отражение. Французское château сейчас по умолчанию скорее означает "замок-дворец" без оборонительной функции. Когда подразумевают "замок-крепость", говорят château-fort ("крепкий замок").

А в нидерландском еще интереснее. Kasteel (слово, естественно, того же происхождения, что и château, т.е. из латыни) - скорее замок-дворец. Burcht - замок-крепость, slot - скорее замок-крепость, хотя в принципе может обозначать и замок-дворец (но реже). А вот в немецком Schloss может обозначать и чистый дворец вовсе лишенный фортификационных атавизмов вроде (ныне новодельного) берлинского "замка".

Edited at 2017-03-06 04:15 am (UTC)

В венгерском то же самое.
Многое из того, что называется замком, можно было бы назвать усадьбой, но дворец звучит солиднее. По-венгерски еще используется заимствованное Kastély, слово, в котором явно звучит castle, castillo, – castellum, то есть, крепость. Или замок? Если да, то такой, как у Пушкина:

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account