Previous Entry Share Next Entry
Деревня
tito0107
Большую часть комнаты избы занимала печь, служащая как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство крестьянских изб топились «по-чёрному». В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались «по-чёрному» и 91 «по-белому». В каждой избе был стол и лавки вдоль стен.
По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.
Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».

Объективности ради: в материале П. Пряникова речь идет о Центральном черноземном регионе, а там условия были тяжелыми из-за высокой плотности населения и оттого, что почти все леса были сведены. Условия жизни в Костромской губернии, например, откуда родом мои предки, отличались, но не так уж сильно домов, топившихся по-черному в начале 20 века было уже немного, бани были далеко не у всех. (Кстати, одна из причин нехватки бань в Черноземье - дефицит строевого леса. Вообще, по баням в дореволюционной России было бы интересно найти статистику, кто подскажет - буду премного благодарен). В семье моей бабушки баня, кажется, появилась только после того, как прадед вернулся с Гражданской. Тогда же прадед построил новый дом. Семья считалась небедной по деревенским меркам - прадед с братьями владел мельницей. Туалета, кстати, не было. Маленьких телят и цыплят держали прямо в доме.


  • 1
На Севере всегда была баня в каждом хозяйстве. Леса было много.

а пил мало. особенно бензопил)

Охотно верю, но хотелось бы конкретных цифр.
Скажем, действительно ли была баня в каждом хозяйстве в 18 в.? А в 17-м?
Впрочем, подозреваю, и для 19-го века статистика будет весьма отрывочной.

Дело не только в недостатке леса: про мытье в печи мне рассказывала бабушка, которая столкнулась с ним, будучи в войну по-моему в Ивановской области на лесосплаве(!). Никакой драмы в этом с ее слов не было: в выметеной печи парились, потом окатывались холодной водой (на соломе, но не в самой избе конечно, а дворе, где скотина).

Хороший показатель тогдашнего деревенского достатка еще наличие деревянного пола.

Драмы, конечно, не было, но едва ли те, у кого была своя баня, регулярно мылись в печи. Обычно там мыли детей, а еще там мылись старики и больные.

Да в некоторых деревнях Костромской области туалетов не было даже 50 лет назад. То есть, мы как-то попали в такую деревню, но быстро покинули ее.

С теплым пушистым приветом
Нина

А как без туалета? Куда в туалет-то ходили?

Вы это серьезно?

Где нужду по-большому справляли? Прямо на огороде что ли?

На скотном дворе. На огороде - по малому. Говорят, такое положение было до середины 20 века не только в России, но и у ее западных соседей - от Эстонии до Молдавии. Не знаю, в каком проценте хозяйств.

А почему не делали туалеты?

Очевидно, считали, что возводить специальную постройку только для того, чтобы в ней ... справлять естественные нужды - непростительная роскошь.

Жили как свиньи.

В Сибири даже у самых бедных крестьян были бани, правда, по-черному.

А туалет был у самых бедных?
Построить баню помогало обилие леса.
Кстати, бани по-черному до сих пор существуют во многих деревнях.

Вот насчет туалета - не знаю. Честно сказать, я как-то раньше никогда не задумывался об этом, хотя действительно в Тальцах, например, нет образцов деревенских туалетов (но там и около богатых домов их нет). talci-irkutsk.ru Просто казалось, что это само собой разумеется, что туалет должен быть. Ведь много материала он не требует, это не баня. Баня к тому же еще энергоемкое удовольствие, много дров требует, а туалет нет.

Смоленская. Толчок в 1960-х построили. До этого как-то не до таких мелочей было ))


Зимой новорождённых телят и т.п. тоже в доме держали. Насчёт мытьё в печи тоже слышал. Но вообще было ещё (и сейчас есть), что если у кого есть баня, то туда и соседи, знакомые тоже ходят. Когда жили после войны на юге в Ростовской, то говорили вот там с мытьём совсем плохо было, там бань вообще не было. Так, в кукурузе где-нибудь немного мылись или ещё что-нибудь подобное.

Ужас ужас ужас ужас.

Просто другой образ жизни. Но привыкать было бы трудно, попади в него ))

Лучше уж не попадать. Но для того, чтобы попасть, не нужно ехать в какой-нибудь глухой старообрядческий скит. Даже в ЦФО есть деревни, которые живут почти как в 19 веке.

Костромская область. Что точно знаю от родственников. Красносельский район, д. Шолохово, жила прабабушка, она же и рассказывала, что бани не было, тк лес был дорогой, его еще привезти надо. Мылись в печах, то есть парились сидя на соломе, мылись снаружи, не уходили( тазики-лоханки на полу. После войны мылись в общественных банях, мало у кого в Красном были свои бани( зачем тратить деньги, когда в общей это удовольствие стоит копейки?). До революции, когда они жили рядом, в Менькове( рядом Дурасовское городище), баня была, а вот окунаться бегали с горы в реку. Даже зимой, и без вариантов. Полы были деревянные, а подпол глубокий. Не слышала о глинобитных полах в нашей области. В Сусанинском и Антроповском районе бани были большие, но не было традиции их натапливать до горяча. У меня был случай, когда я реально простудилась в бане)))). Зимой, в морозы, туда переводили скотину, чтобы не замерзла. Не в дом, дома чисто). И еду скотине иногда варили в бане. Все рядом и чисто, и не пахнет в доме. Макарьевский район- бани были, даже не слышали о мытье в печах. Там был лес, и чтобы строить, и чтобы топить. Нерехский район- тоже печи для мытья. Мне рассказавала старая учительница, которая жила с ленинградскими детьми в поселке Красное-на-Волге. Она и жила в школе( на день скатывала и убирала постель), и мылась там же, занавешивала окна, топила печь и мылась. Она не могла сходить в общую баню- стыдно было. А бани из деревень, затопленных Костромским водохранилищем, те места, где Мазай спасал зайцев, можно увидеть в музее деревянного зодчества в Костроме: большие, и на столбах. Про бани и дома по-черному- есть любители таких бань до сих пор. В музее есть дом, топившийся по-черному до 30-х годов 20 веека. А бани такие полезные очень, микробы дохнут, воздух другой. Люди до сих пор такие делают, кто прочувствовал радость подобного места.

Спасибо!
"Люди до сих пор такие делают, кто прочувствовал радость подобного места."

Я вот как-то не прочувствовал. По-белому лучше, ИМХО

Мой преподаватель в художке рассказывал. Баня у него в Красном, рядом с Волгой. Там целый район из бань, и у него маленькая, по-черному. Приехал однажды к нему друг, похлестался веником и побежал к реке окунуться. Ноябрь. Вечер, темнеет быстро. На мостках бабушка белье полоскала. И видит она, как на нее несется черт, весь черный, и в воду бултых. Вынырнул. Тут она и поняла, что это не чёрт, а мужик из бани, который ее не заметил. И давай она его ругать, что он ее до инфаркта чуть не довел. Он ее разглядел, и вот теперь ему вылезти из реки стыдно. И холодно, осень. А бабка не унимается, орет. Еле ушел)))) Но баня ему все равно понравилась, хоть и маленькая, и, когда хлестался, он всю сажу веником на себя прихлопал. Потом еще приезжал, в баню ходил, но осмотрительно)))
А сажа она фильтрует воздух. В бане иногда при плохом уходе за ней образуется плесень. А в прокопченом дереве ее не будет никогда. И влагу лишнюю из воздуха впитывает, жар мягче делает.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account