Previous Entry Share Next Entry
О кремации у тюрок
tito0107
Оригинал взят у maximus101 в О кремации у тюрок
Несмотря на тысячелетнее засилье зороастризма в Центральной Азии в этом регионе длительно сохранялся древний погребальный обряд кремации. Сожжение мертвых практиковалось у элиты тюркских и монгольских племен, как правило, кремация сопровождалась созданием специальных изображений умерших людей. Особенно ярко подобная обрядность проявилась в погребениях таштыкской культуры, существовавшей на территории современной Хакасии в первых веках н.э. Таштыкские погребальные маски из Гос. Эрмитажа я выкладывал ранее. Возможно именно традиции таштыкского населения повлияли на тюрок первых каганатов 6-7 вв. н.э., знаменитые тюркские каменные статуи могли быть продолжением таштыкской погребальной традиции.

Китайская хроника Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок, VII в. н. э.:
« Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сожигают; собирают пепел и зарывают в определённое время года в могилу. Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнет желтеть или опадать; умершего осенью или зимой хоронят, когда цветы начинают развёртываться. В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лице. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный (созданный) облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


В этом отрывке отображаются основные ритуальные действия - сожжение с покойным его вещей и коней, длительный период пребывание останков человека вне могилы (тоже самое практиковалось у скифов), создание памятного изображения покойного и его поминального мавзолея (естественно, это правило соблюдалось только богатыми) и жертвоприношения животных на могиле усопшего.

Интересное описание похорон царевича хионитов, погибшего при осаде римского города Амиды (ныне Диярбакыр в Турции). Аммиан Марцеллин принимал участие в обороне, поэтому был непосредственным участником событий штурма города персами в 359 г. Кочевники хиониты входили в состав персидского войска.

Аммиан Марцеллин "Римская история"
«Эта смерть повергла в горе царский дом, все вельможи были тяжело поражены вместе с отцом внезапной утратой; объявлена была приостановка военных действий, и стали оплакивать по местному обычаю юношу, выделявшегося своей знатностью и пользовавшегося любовью. В военном облачении был он вынесен и помещен на обширном высоком помосте; вокруг было расставлено десять лож с изображениями умерших людей, которые были так хорошо изготовлены, что совершенно походили на покойных. В течение десяти дней все люди пировали, разделившись на группы по палаткам и отрядам, и пели особые погребальные песни, оплакивая царственного юношу.
А женщины скорбными стенаниями по своему обычаю оплакивали надежду народа, погибшую во цвете юности, подобно тому как можно видеть проливающими слезы жриц Венеры на празднике Адониса, – по мистическим толкованиям этот праздник является символом созревания хлебов.

Когда труп был предан огню, и кости собраны в серебряную урну, чтобы, согласно воле отца погибшего юноши, отвезти их для предания родной земле, принято было на военном совете решение совершить умилостивительную жертву манам убитого разрушением и сожжением города, так как Грумбат не допускал самой возможности идти дальше, не отомстив за смерть единственного сына»

Амиан Марцеллин отметил, что хиониты имели какие-то изображения своих умерших, царевич был кремирован, его останки должны были отправиться куда-то на его родину, скорее всего в степи Средней Азии. Не стоит забывать, что хиониты присутствовали в войске персов сасанидов - ярых огнепоклонников, для которых сожжение трупа было страшным преступлением.

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


Гардизи в своем Зайн аль-ахбар («Украшение известий») отметил обычай кремации у кыргызов, кроме того Гардизи считал, что государственность каргызам принесли некие славяне.

«Кыргызы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь - самая чистая вещь: все, что попадает в огонь, очищается; так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов».

Обычай создания погребальных кукол и кремации у кочевников Центральной Азии сохранился до начала XX века и был описан этнографами.

Каменные бабы "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
«До сих пор после трупосожжения, практикуемого еще иногда у торгоутов (см. Калмыки и Калмыцкое вероучение), пепел собирается ламой в небольшой медный сосуд и уносится в монастырь, где из него в смеси с глиной лепится небольшая статуя покойного, коша-чулу»

Федор Фиельструп "Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века"

О создании кыргызами куклы умершего человека:
«В доме или юрте умершего отгораживается занавеской угол, где на вертикально поставленную подушку надевают халат покойного, сверху кладут приготовленную для надевания чалму. Это подобие куклы и должно представлять умершего, продолжающего находиться среди своих в ожидании поминок. К уголку, где находится кукла, подходят с почтением. Один касанец (житель селения Касан в Ферганской долине. — Б.К., С.Г.) рассказывал мне, что в кыргызской семье в урочище Тоджер (в окрестностях с.Баястан) он видел такое изображение покойника, хотя прошло уже более года после его смерти.»

Кремация шамана у северных бурят:
«Приготовив все необходимое к сжиганию покойника (в старые времена), собравшиеся буряты снаряжали коня для покойника, на коня надевали всю лучшую сбрую и лучшее седло. Готового коня привязывали к сэргэ — к столбу для привязывания коней. После этого покойника выносили и сажали на коня, поддерживая его с обеих сторон; коня вел за повод один из участников похорон или слуга покойника, если он у него был.

...Потом все оружие и все вещи раскладывали около покойника, а иногда стрелы, лук, копье и прочие вещи ломали; коня покойника убивали, если был слуга, то убивали и его.
Коня умершего шамана Галши убивали; также убивали всех рабов, которых и сжигали на костре.»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.





Recent Posts from This Journal

  • Эх, дороги...

    Продолжу цитировать Мишеля Пастуро Королевское правление представляло собой лишь очень долгое путешествие по собственным доменам, феодам вассалов,…

  • "Детская болезнь крутизны". Четвертая лекция

    "Всё выше, и выше, и выше..." Египетские пирамиды, средневековые соборы, современные небоскребы. Только ли утилитарными функциями обусловлены их…

  • Иераполис. Сооружения византийского периода

    От византийского периода в Иераполисе Фригийском также осталось немало интересных строений, хотя они и не выглядят (по большей части) столь…


  • 1
Не нашёл в тексте способа изготовления масок.

Судя по всему, просто накладывали на лицо недавно умершего человека слой глины и осторожно снимали, а потом высушивали и обжигали. Впрочем, могли и не обжигать.

спасибо
тема очень интересная

  • 1
?

Log in

No account? Create an account