Previous Entry Share Next Entry
Американская реалистика: Томас Икинс. Рисунки
tito0107
Проблема реалистической живописи в периферийных западных обществах (в данном случае берем Россию и СЩА) заключается в том, что эта самая живопись пришла туда уже в закостенелом академическом варианте. В "старой", "осевой" Европе (условно, от Неаполя до Амстердама) было все иначе: там сначала долго учились реалистично рисовать, изучали пропорции, анатомию, перспективу, причем обучение рисованию вплоть до 17 века происходило во вполне средневековых условиях (в мастерских живописцев-ремесленников) и лишь потом выросли академии и академизм. Причем первые академии ничем не отличались от мастерских, я недавно приводил гравюру, показывающую "академию" Баччо Бандинелли. Так вот, если на "старом" Западе реализм* предшествовал академизму, то на "новом" Западе реализм из академизма вырастал. Пробивался довольно долго и мучительно, как росток сквозь асфальт. Художники возжелали изображать не "сатурнов, отанавливающих свой бег в объятьях венер", а то, что видели вокруг себя, но ничего, кроме сатурнов и венер они изображать не умели. Хоть и требовал Венецианов повиноваться "одной натуре", у него самого это выходило плохо: постоянно выглядывали академические черты. То же можно сказать и почти обо всех его преемниках на ниве реализма, творивших в последующие десятилетия.
Американский реализм проходил те же стадии, что и русский. Вот, недавно я писал про Дж. К. Бингема - аналог венециановцев и первых передвижников (еще времен Артели). Правильные фигуры, театральные мизансцены. Академического образования Бингем не получил, но творил вполне в академических традициях. Зато два великих американских реалиста следующего поколения - Уинслоу Хомер и Томас Икинс эти традиции постепенно преодолевают. Но они - одновременно и постакадемические и доакадемические реалисты. В их работах видно восхищенное отношение к натуре, желание эту натуру изучать, тщательно штудировать (и изображать ее такой, какая она есть, а не подгонять под каноны) и некоторое самолюбование: вот, смотрите, как я могу! То же видим и у Рёскина и ранних прерафаэлитов, например (академизм в Англии также был сравнительно молод, хотя и не так, как в США и России). И это отношение роднит реалистов 19 века с художниками Ренессанса. А перспектива?! Посмотрите, с каким кватрочентистским упоением создает тщательные перспективные эскизы к своим гиперреалистичным картинам (похожим на цветные фотографии) Икинс. Просто Паоло Уччело какой-то, или Джованни Беллини! Не могу отделаться от чувства, что он делает это ради удовольствия. Мог бы ведь банально сфотографировать, а потом перенести на холст и лодки и весла и все, что угодно.
Кстати, о перспективе и фотографии. Наверное, не случайно, что Дагер был художником-перспективистом. Да и некоторые импрессионисты и постимпрессионисты - Дега, Кайботт, Ван Гог - увлекались перспективой, особенно на раннем этапе творчества. В их работах перспектива утрированная и неприглаженная, тогда как академическая живопись избегает резкой, бьющей в глаза, перспективы. Но они-то "постакадемисты" чистые, в отличие от Икинса.

Академические штудии

Eakins_-_Head_of_a_Warrior.png1869.png
Голова воина, ок. 1869

Eakins_-_Man_in_Turban.jpg ок. 1869.jpg
Мужчина в тюрбане, ок. 1869

Eakins_-_Nude_man_seated.png ок. 1869.png
Обнаженный сидящий мужчина, ок. 1869

1280px-Nude_woman_reclining,_back_turned_G5.jpg 1863.jpg
Обнаженная женщина со спины, ок. 1863

756px-Thomas_Eakins,_American_-_Study_of_a_Seated_Nude_Woman_Wearing_a_Mask_-_Google_Art_Project.jpg ок. 1863-66.jpg
Обнаженная женщина с лицом, закрытым маской,  ок. 1863-1866

Этюды, эскизы и картоны к картинам

A_pusher_(Poleman_in_the_Ma'sh)_G151.jpg
Плотогон

Study_for_Rail_Shooting_from_a_Punt.jpg
Стрельба с плоскодонки

Gross_clinic_bw.jpg1875.jpg
Клиника Гросса, 1875

Зарисовки к картине "Уильям Раш и его модель" (1875-1876)
Eakins_G109_Woman_With_Parasol.jpg

Eakins_G109_Washington.jpg

Eakins_G109_Three_Figures.jpg 1875-76.jpg

Eakins_G109_Laetitia_Bonaparte.jpg
Перспективные штудии

1280px-Perspective_Drawing_for_John_Biglin_in_a_Single_Scull.png

Perspective_Drawing_for_The_Biglin_Brothers_Turning_The_Stake_1.jpg

Perspective_Drawing_for_The_Biglin_Brothers_Turning_The_Stake_2.jpg

Perspective_drawing_for_the_pair-oared_shell_thomas_eakins.jpeg 1872.jpeg

1280px-Perspective_Drawing_for_The_Pair-Oared_Shell.png

Sketch_for_Mr._Neelus_Peeler's_Conditions.jpg

1280px-Perspective_Drawing_for_Hunting.jpg 1874.jpg

1280px-Perspective_Drawing_for_the_Artist_and_His_Father_Hunting_Reed_Birds_G69.jpg

*Поскольку академизм - это, в определенной мере, тоже реализм, то имеет смысл делить реализм на академический и неакадемический. Первый буду называть академизмом. Второй - просто реализмом.


Posts from This Journal by “реализм” Tag


?

Log in

No account? Create an account