Previous Entry Share Next Entry
О грешном
tito0107
"Многие интуитивные представления о нравственности — это быстрые автоматические
суждения о поведении, которые связаны с глубокими чувствами справедливости и
целесообразности. Они обычно возникают не в результате обдуманной, сознательной оценки
под влиянием определенной причины. Если вы станете свидетелем того, как человек намеренно
нарушает один из перечисленных выше универсальных моральных принципов, вероятнее всего,
на интуитивном уровне у вас возникнет отторжение такого поведения. Вопиющий пример:
ребенок, мирно игравший в песочнице, получает оплеуху от своей бабушки. Если вы такое
увидите, у вас мгновенно возникнет суждение об этом поступке как о плохом, неправильном,
недопустимом — и вы будете справедливо возмущены. Если спросить о вашем суждении, вы без
труда его объясните. Такой пример, однако, плохо помогает ответить на вопрос Юма. Хайдт
придумал другую историю и стал преподносить ее самым разным людям:
Джули и Марк — брат и сестра. В колледже летние каникулы, и они путешествуют
вместе по Франции. Однажды вечером они остались одни в домике на побережье и
решили, что было бы интересно и забавно попробовать заняться любовью. По крайней
мере, это станет новым опытом для каждого. Джули уже начала принимать
противозачаточные средства, но на всякий случай Марк решил надеть еще и
презерватив. Им обоим понравилось заниматься любовью, но они договорились
больше этого не делать. Та ночь стала их особым секретом, еще больше их
сблизившим.

Правильно ли, что они занялись любовью? Хайдт хорошо продумал детали, чтобы задеть все
глубинные инстинкты и моральные устои. Он определяет нравственную интуицию как
“внезапное появление в сознании или на его периферии оценочного чувства (нравится — не
нравится, хорошо — плохо) о личности или поступках человека, без осознавания того, что были
пройдены какие-то этапы поиска и оценки доказательств, некие шаги для выведения
заключения”. В своем сценарии Хайдт заранее дал вразумительные ответы на любое
возражение. Он не сомневался, что большинство людей сочтет поступок брата с сестрой
неправильным и отвратительным (так почти все и говорили), однако хотел добраться до истоков
таких суждений (если они вообще существуют), по-видимому, общих для всех нас. Почему это
неправильно? Что говорит ваш рациональный мозг? Как и ожидалось, многие отвечали, что в
результате кровосмешения могли родиться увечные дети или что этот опыт мог ранить брата с
сестрой эмоционально. Однако в истории содержатся опровержения обоих предположений.
Хайдт обнаружил, что большинство опрошенных в конце концов говорили: “Не могу объяснить,
просто знаю, что это неправильно”. Рациональное это суждение или интуитивное? Мы усвоили
моральный принцип, что инцест недопустим, благодаря своим родителям, религии или культуре
или это врожденное, естественное правило, которое нам с трудом удается преодолеть с
помощью рациональных аргументов?
Во всех культурах инцест табуирован. Общепризнанно, что это дурное поведение человека.
В 1891 году финский антрополог Эдвард Вестермарк выдвинул следующую гипотезу: поскольку
люди не способны автоматически распознавать своих родных братьев и сестер по виду (отсюда
все эти фильмы, в которых сестра и брат росли порознь, случайно встретились и влюбились друг
в друга), у человека появился врожденный механизм, который препятствует инцесту и обычно
работает. Он вызывает у человека равнодушие или отвращение при мысли о сексуальных
отношениях с людьми, с которыми он ребенком провел много времени. Получается, что друзья
детства и сводные братья и сестры, выросшие вместе, помимо родных, тоже не должны
жениться друг на друге. И это подтверждается соответствующими исследованиями.
Специалист по эволюционной психологии Дебра Либерман продолжила изучение этого
вопроса. Ее интересовало, каким образом личный запрет на инцест (“Секс с моим
родственником предосудителен”) обобщается (“Инцест неприемлем для всех”) и происходит ли
это спонтанно изнутри или приобретается в процессе научения. Она обнаружила, что чем
больше времени человек провел под одной крышей с братьями и сестрами (родными,
приемными или сводными), тем, как правило, сильнее его индивидуальная моральная установка
против инцеста, которая при этом не зависит ни от усвоения установок общества или родителей,
ни от степени родства.
Избегание инцеста — не рационально усвоенное поведение или позиция, которую нам
внушили родители, друзья или религиозные наставники. Если бы этот запрет был
рациональным, то не распространялся бы на приемных и сводных братьев и сестер. Это признак,
отобранный эволюционно, поскольку во многих ситуациях он предотвращал рождение
потомства, менее здорового из-за кровосмешения и экспрессии рецессивных генов. Он
врожденный, вот почему он универсален для всех культур.
Однако ваш сознательный, рациональный мозг понятия не имеет о том, что в вас действует
врожденная система избегания инцеста. Он знает лишь, что в истории Хайдта брат и сестра
вступили в сексуальные отношения и что это ПЛОХО. И когда вас спрашивают, почему же это
плохо, ваш интерпретатор, который работает только с имеющейся у него информацией (в
которую обычно не входит последняя научная литература об избегании инцеста, зато входят
неприятные чувства), пытается дать объяснение и выдает целый ряд соображений."
Майкл Газзанига. Кто здесь за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии

Напомню, что во многих цивилизованных (безо всяких кавычек) странах добровольная половая связь между взрослыми родственниками считается преступлением. В России инцест (само слово означает "греховный", или "преступный") декриминализирован уже лет сто.


Posts from This Journal by “обычаи” Tag

  • О счислении времени в средние века

    Речь идет о второй пол. 12 - первой пол. 13 в. Если началом литургического года считался сочельник, то со светским годом дело обстояло иначе. В…

  • Гадости и мерзости-2

    Продолжу про половое воспитание (или его отсутствие) в викторианскую эпоху* на примере дневника Елизаветы Дьяконовой. В 19,5 лет Лиза узнала,…

  • О гадости и мерзости

    Читаю сейчас "Дневник русской женщины" Елизаветы Дьяконовой (1874-1902) Запись от 23 мая 1891 г.: Сегодня мне П-ская объяснила всё для меня…


  • 1
Всё так и есть, да.

Здесь почему-то вообще исключается духовная категория. Безнравственно, или ГРЕХОВНО полное освобождение секса от таких понятий, как любовь, даже страсть и ответственность. Это опускает человека даже ниже животного, так как в природе с сексом связаны привязанность и ответственность. А уж с кем это происходит - с родственниками и ли нет - на мой взгляд большого значения не имеет.
А люди так отвечают потому, что в большинстве случаев они мыслят стереотипами.

Edited at 2017-06-27 11:09 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account