Previous Entry Share Next Entry
Саломея-3
tito0107
Начало
Продолжение

Здесь - 17 век и немного 18-го, так что если вы ждали Моро и Бердслея, я вас разочарую - их не будет.
Ничего принципиально нового в плане иконографии в 17 столетии не появляется, продолжают существовать все варианты сюжета о Саломее: танец на пиру у Ирода, вручение головы Саломее палачом, Саломея с головой Иоанна, Саломея вручает голову Ироду и/или Иродиаде. Но барокко добавляет драматизма в эту и без того драматичную историю.
Историю живописи 17 столетия принято начинать с Караваджо и мы не будем изменять этому правилу.

ок1607.jpg
Караваджо, ок. 1607
Здесь, пожалуй, самая великовозрастная Саломея из всех. И да, пожалуй, иконографическим новшеством является присутствие рядом с Саломеей старухи-служанки, перешедшей сюда от Юдифи. В картинах предыдущего столетия служанка обычно молодая, но не всегда: в одной из работ Бернардино Луини, например, - старая.

1204px-Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist-Caravaggio_(1610).jpg
Караваджо, ок. 1510

Караваджисты:

Battistelloкарачолло 1615-1620Salome.jpg
Баттистелло Карачолло, ок. 1615-1620

Salome
Франческо Рустичи, до 1625

Guercino 1637.jpg
Гверчино, 1637
Кстати, штаны у палача - по моде столетней давности. В 17 веке в живопись проникает наивный историзм.

802px-Bernardo_Strozzi_-_Salome_-_Google_Art_Project после 1630.jpg
Бернардо Строцци, после 1630

Bernardo_Strozzi_-_Salome_with_the_head_of_St_John_the_Baptistок. 1635.jpg
Бернардо Строцци, ок. 1635
Лицо палача гротескно - можно его рассматривать и как пережиток маньеризма и как предвестие рококо

34.jpg
Гвидо Рени, 1634

796px-After_Guido_Reni_Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist18 в.jpg
Копия с Гвидо Рени, 18 в.
Возможно, этот тот случай, когда копия лучше оригинала. И мальчик-паж снова одет по моде условного начала 16 в. Вообще, Гвидо Рени и в 17 столетии уже стал художником, пожалуй, более влиятельным, чем Караваджо, а в стелующем веке возвысился едва ли не до уровня Рафаэля, в то время как Караваджо основательно подзабыли (но не совсем)

Reni,_Guido_-_Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist_-_1630-1635.jpg
Гвидо Рени, ок. 1630-1635

Onorio_Marinari1680_Minneapolis_MA.jpg
Онорио Мариани, ок. 1680
Саломея, похоже, в тюрбане, но это может быть и Иродиада, а Саломея держит поднос.

Circle_of_Rembrandt_001.jpg
Круг Рембрандта (Карел Фабрициус?), ок. 1640
В 17 веке в живопись вновь возвращается Саломея-подросток

Herodias_mutilating_St_John_the_Baptist's_head_Wellcome_1600-165253.jpg
Питер де Греббер, до 1652
Здесь старуха Иродиада протыкает язык Иоанна шпилькой - сюжет, заимствованный из легенды о Фульвии и голове Цицерона: "Пусть теперь поговорит!" Сама Иродиада в данном случае "выросла" из старой служанки.
Кстати, в творчестве де Греббера заметно влияние не только голландских караваджистов и Рембрандта, но и Рубенса.
А вот и сам Рубенс:

M_rubens_008.jpg
Рубенс. Пир Ирода, 1633
Здесь Иродиада выглядит моложе своей дочери, она очень похожа на юную жену пожилого художника, Елену Фоурмен. И тоже тыкает вилкой язык Иоанна

941px-Andrea_Ansaldo_-_Herodias_presented_with_the_Head_of_the_Baptist_by_Salome_-1ё630.jpg
Андреа Ансальдо, ок. 1630
Похожая по иконографии картина, но Саломея здесь действительно девочка-подросток. Выглядит несколько архаично, но без влияния Рубенса здесь не обошлось. И, что довольно редко для 17 в., на заднем плане присуствует сцена отсечения главы Иоанна Предтечи.

1648_Schweigger_Salome_with_Head_of_St._John_the_Baptist_anagoria.JPG
Георг Швайггер. Усекновение главы Иоанна Предтечи, ок. 1648

756px-Schweigger_(Werkstatt)_Salome2.jpg
Георг Швайггер. Саломея преподносит голову Иоанна Ироду, ок. 1648

Чем дальше на восток, тем архаичнее

Strobel-bautista.jpg
Бартоломеус Штробель, пир Ирода, ок. 1630-1643
На картине польского художника - бесчисленное количество фигур, причем многие - портреты реальных людей, совсем как у кватрочентистов. Фрагмент с Саломеей

Strobel-bautista_crop_ladies1630-1643.jpg

брамер 1635-40.JPG
Леонарт Брамер, ок. 1635-1640
Насколько у него все проще! Один из моих любимых художников.
Еще один хороший, но недооцененный художник:

1280px-Mattia_Preti_-_Feast_of_Herod_-_1656-61.jpg
Маттиа Прети, ок. 1656-1661
И снова Саломея- подросток и молодая Иродиада

Mattia_Preti_-_Salome_with_the_Head_of_St_John_the_Baptist_-_1613-1699.jpg
Маттиа Прети
Очевидно, эта картина относится к раннему, чисто караваджисткому этапу его творчества. Здесь Саломея уже довольно взрослая и Ирод очень своеобразный.

В заключение - пара Саломей конца 17 и 18 века

Onorio_Marinari_-_Salome_with_the_Head_of_the_Baptist_-_1627-1715.jpg
Онорио Мариани, кон. 17 в.
Его я тоже упоминал

гаспаре Traversi_Salome1760.jpg
Гаспаре Траверси, 1760
Про 18 век и, отчасти, первую половину 19 писать скучно - в иконографическом плане там мало что происходит, сплошное эпигонство. А в последние полтора столетия всяк интерпретирует тему как ему взбредет в голову и просто не знаешь, за что хвататься, поэтому на 17 веке рассказы о христианских сюжетах я обычно и обрываю.
Но с Саломеей мы пока не прощаемся. Есть чем дополнить


Posts from This Journal by “библейские сюжеты в искусстве” Tag

  • Саломея - 2

    Начало К началу 16 в. нарративность не то, чтобы уходит из картин о Саломее и Иоанне Крестителе, но сильно ослабляется. Сюжеты с пиром Ирода…

  • Саломея-1

    В Новом Завете Саломея не названа по имени, у Матфея, от которого мы узнаем историю об усекновении главы Иоанна Крестителя, она фигурирует просто…

  • Тёмная ночь. До Караваджо

    Подборочка картин к празднику. Изобразить контрастное освещение - довольно сложная задача. По сути, она схожа с построением перспективы, но это как…


  • 1
У Строцци палач какой-то умственно отсталый.

Ох и натолкнули Вы меня на размышления!!!
Что интересно лицо Иоанна практически везде изображено одинаково узнаваемым, такое ощущение что все знали как он выглядит, разнообразие очень небольшое примерно как на портретах Ленина.
Есть единственный город где гербом является именно голова Иоанна, этот город Витебск, город в котором закончил свои дни неудавшийся император царь Польский Константин Павлович!https://ru.wikipedia.org/wiki/Витебск#/media/File:Coat_of_Arms_of_Viciebsk,_Belarus.svg

В сюжете как правило три фигуры - Саломея, палач и... должна быть Иродиада, но очень часто второй женский образ такой невнятный, что кажется - это служанка. Хотя главная-то закулисная злодейка Иродиада!

Интересно, есть работы, где акцент на Иродиаде, а Саломея в тени?

Так сразу я таких работ не вспомню, во всяком случае, у старых мастеров (до 18 века)

Нашел вот Иосифа Флавия, как раз по Иродиаде - первые пьесы про Саломею и Иродиаду начались в конце 19 века, Иродиаду впервые написал И.Флавий 2000 лет назад ну а потом Г.Флобер, даже фамилию особо не прятал, славы возжелал видать, на этом и палятся!

Не видела раньше многих прекрасных картин.
Спасибо большое!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account