Previous Entry Share Next Entry
Об иконах и картинах, массовой продукции и высоком искусстве в эпоху ренессанса
tito0107
Надо сказать, что это принципиальное различие иконы и религиозной картины на уровне живого чувства осознавалось очень рано. Я очень люблю пример, связанный с Италией XV века. Это Кватроченто, расцвет новой живописи, преимущественно религиозной, кстати, во Флоренции и в других итальянских городах. Это малоизвестный факт. В то время итальянцы закупают тысячи греческих икон. То есть в Италии эпохи Кватроченто существует огромный рынок на, как бы мы сейчас сказали, византийские иконы. Мы это знаем точно, поскольку до нас дошли контракты. Этим бизнесом, как бы мы сейчас сказали, занимались венецианцы. И в венецианских архивах сохранились контракты. Например, один, который я читал, состоит в том, что в одной только иконописной мастерской на Крите венецианцы заказали 700 икон, которые должны были быть изготовлены за 40 дней.

Д.И.: А сколько было иконописцев?

А.Л.: Сколько было иконописцев в мастерской, мы не знаем, но сколько бы ни было, понятен масштаб. Это же один из многих контрактов. То есть уже в XV веке на Западе, в эпоху такого цветущего Ренессанса. Повторяю, в XV веке это была преимущественно религиозная живопись. Итальянцы к тому времени уже поняли, что вот это bella arte, то есть прекрасное искусство, которым они восхищаются, которое они обсуждают. И это искусство было предметом общественной жизни, его обсуждали все, включая и торговцев и ремесленников, на базарных площадях. То есть во Флоренции XV века это была неотъемлемая часть общественной жизни – великие мастера, прославляемые, легендарные и так далее. Но одновременно они понимали, что есть образы, на которые надо молиться.

Б.Д.: И это совершенно другое.

А.Л.: И это совершенно другое, потому что одно – искусство, а другое – образ-посредник.

Источник

крит пет пол. 16 в..jpg
Иоанн Предтеча в пустыне, критская икона, пер. пол. 16 в.
Полагаю, те 700 икон по качеству не дотягивали до этой

Все это замечательно, но А.Лидов не говорит об одной вещи: сколько стоили эти критские иконы? Массовость изготовления (700 икон за 40 дней в одной мастерской! быть может это экстремальный случай, но критские "богомазы" действительно иконы как блины пекли) свидетельствует об их дешевизне, благодаря которой, очевидно, оправдывались затраты на длительную перевозку. И вполне вероятно, что критская икона стоила значительно дешевле, чем образ, написанный местным (пусть даже флорентийским) живописцем средней руки. К тому же, не следует забывать, что творчество всем известных мастеров - это лишь вершина айсберга. Рисовать и писать так, как могли Джованни Беллини, или, допустим Гирландайо (если вести речь о рубеже кватроченто и чинквеченто) могли очень немногие, а основная масса художественной продукции выглядела как-то так:

madonnaFRANCESCO DI GABRIELE DA VITERBO.jpg
Франческо да Витербо, ок. 1500

Или так:

бернардино ди мариоттоок1478-1566.jpg
Бернардино да Мариотто
Это уже 16 в.
Впрочем, скорее всего, массовая продукция итальянских мастерских и до этих образцов сильно недотягивала. Да, художников в ренессансной Италии было очень много и конкуренция заставляла их совершенствоваться, но, с другой стороны, и спрос на художественную продукцию был велик, и потому самый посредственный художник мог найти своего клиента - обладателя тощего кошелька. Тот бы, может быть и был бы рад приобрести Мадонну кисти Тициана, но вынужден был довольствоваться тем, за что мог заплатить (в том числе и критской иконой).
Да, 90% картин в любую эпоху - полный трэш ("откровение Старджона"), но мы то судим о высоком ренессансе, или, допустим, об испанском золотом веке по оставшимся 10%. Десяти - это в лучшем случае, быть может и по одному. А от многих художников из числа тех 90% не осталось не то, что картин (которые не считались особо ценными, и потому их не слишком берегли) - даже имен. Вот, например, упомянутый в одном из недавних постов Джакомо Герарди, "мастер мадонн", оставил после своей смерти в 1577 г. 200 картин - ну и где они все?
Заметим, что "мадонны" (тут можно и с маленькой буквы) писались не для украшения в первую очередь, а для молитвы. И образы святых создаваемые "первостатейными художниками" были, как правило, именно "образами, перед которыми нужно молиться".

Posts from This Journal by “примитив” Tag


  • 1
Логика - узнаваемая. Собственно, там и весь радиоразговор на этом же уровне и ниже.

Вот такой лидов через пятьсот лет найдет современные накладные свечных ларей и увидит, в каких количествах закупались картонные репродукции икон.

Скрепная наука немедленно делает скрепные выводы!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account