Previous Entry Share Next Entry
Образование - не услуга? (И другое)
tito0107
Отношения между родителями и школой в РФ будут определяться специальным регламентом, в учреждениях образования откажутся от принципа "оказания услуг". Об этом сообщила во вторник в Сочи министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

- Каждый должен понимать, что работа учителя - это не услуга. Я буду запрещать произносить слово "услуга" в школах. Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия с родителями, - уверена Васильева. - В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа - семье.


Вот, теперь придется переделывать все документы (уставы и еще много чего), где упоминаются образовательные услуги. А что, собственно, в услугах плохого? Вот я - учитель с не таким уж малым стажем - ничего оскорбительного в оказании услуг не вижу. И если образование не услуга - то что тогда?
Про "регламент взаимодействия с родителями" - это вообще атас. Работали до сих пор безо всяких регламентов, и вот выясняется, что без этих самых регламентов никуда. Снова куча бумажной возни, снова звонки задерганным директорам от вышестоящих начальников: "Марья Петровна, а Вы регламент сдали на утверждение? А что это у Вас в семьдесят восьмом пункте такое написано?"

Просьба к тем, что считает, что образование не является (не должно являться) услугой, буде таковые найдутся. Объясните, почему вы так считаете и чем, в таком случае, образование является.


Posts from This Journal by “образование” Tag

  • Конец бедности?

    Данные из книги: Иен Голдин "Эпоха открытий. Возможности и угрозы второго Ренессанса". С 1960 г. средняя продолжительность жизни выросла с 52 до 71…

  • Студии

    В историческом развитии, так сказать. Почти все картинки я уже выкладывал. Антонио деи Муси. Академия Баччо Бандинелли, 1531 Ян ван дер…

  • Мастерская художника

    Ян ван дер Страт (Джованни Страдано, 1523-1605). Масляная живопись. Из серии "Открытия Нового Времени", ок. 1600 Это в дополнение к постам ( 1,…


  • 1

Образование с древних времен считается воспитаниес гражданина.


Допустим так, хотя и спорно. Почему тогда воспитание гражданина не может быть услугой?

Услугой кому?
Мать любить-родину защищать -услуга?
Мне нравилась эта идея услуг.
Но в реальности она обернулась страшным унижение учителя, падение качества образования и еще страшным всевластием и хамством обр. Чиновников.
Вот вам 2 -3 факта.
В речном училище бордель для съемок порно, однополые отношения, фигурант, завуч по внекл. Работе в ходе следствия вешается.
И мой техникум, один директор внедряет сичтемк откатов, 4 года услрвно, речь о млн р.,
Новый.. из сферы услуг. Был нач. Охраны гигантской гостиницы. Орет на женщин на педсоветах и грозит, что через фсб все жалобы на себя отслеживает.
А я помню другие времена, когда образование было образованием.
Эио вина моего поколения, что не отстояли, спасовали перед хамчтвом чинуш.

"Услугой кому?"
Тому, кто получает образование, естественно (или собирается получить).


Услугой должно считаться нечто доступное, но не обязательное; от любой услуги должна быть возможность отказаться, но, насколько слышал, те, кто пытается заменить школу домашним обучением, проходят через довольно серьёзные препоны - как сами, так и дети впоследствии, и не всем это удаётся.

Так что я, скажем так, за прояснение этого вопроса. Если это услуга - давайте признаем, что человек имеет право быть необразованным, неграмотным, давайте перестанем за это стыдить (и, как водится, начнём стыдить тех, кто продолжит стыдить). "Это не неграмотность, это такое образование, а что?" Ага, а лысина - это такой цвет волос.
Если это не услуга - давайте поймём, что это, дадим ему название, и определимся, до какой степени это нужно вменять в обязанности совершеннолетним и несовершеннолетним, гражданам и негражданам.
Посмотрим, чем дело обернётся.

"Услугой должно считаться нечто доступное, но не обязательное"
Хорошо.
Ну вот, например, человек у нас обязан получить паспорт по достижении определенного возраста, отказаться от паспорта он не может, не вступая в конфликт с законом. Как назвать работу чиновника, который этот паспорт выдает? ИМХО, услугой и надо назвать.
То же и с учителями. Основное общее образование у нас обязательно, отказаться от него формально нельзя (хотя я знаю людей, которые отказались и ничего, живут). Но ученик и его родители (законные представители) вправе выбирать школу, учителей, программы и т.д.
И опять же, как назвать деятельность школы, если не услугой?
И как быть тогда с высшим образованием, например, которое обязательным не является? Его можно называть услугой?


Edited at 2017-08-12 08:22 am (UTC)

Тут меня самого подводит недостаток образованности.
Правоведа бы сюда...
Чиновник, как человек, оказывает "услугу" сразу двум сущностям: от лица себя самого - государству (тем, что тратит время своей жизни на сидение в офисе, разбор, прием и выдачу бумажек), и от лица государства - гражданину, пришедшему за паспортом (тем, что выполняет своими руками контракт между государством и гражданином).

Первую услугу оказывают (при наличии обоюдного интереса сторон). Вторую - исполняют (поскольку отказаться от этого контракта государство не может, а вольно оно лишь в выборе рабочих рук).
И вот второе - это не "услуга", как я её понимаю, а именно "исполнение услуги", приведение сути контракта в действие, исполнение чужих обязательств.
С высшим образованием, в общем-то, та же фигня, только ко второй стороне контракта (гражданину) тут предъявляются некие условия. Но если он их выполнит - ничего не попишешь, государству придется исполнять свою сторону договора. Руками других граждан.
То, о чем Вы говорите, есть исполнение условий предзаключенного контракта, Возможно, это называется услугой, а я слишком все запутываю, но пока я думаю так.

наверное, при рассмотрении вопроса стоит обратиться к истокам идеи упаковывания государством всего, чего можно, в статистически вроде бы стройную картину с ячейками под названием услуги.

мне, далёкой от каких бы то ни было форм экономического анализа человеку, мыслится так:

в эпоху, когда советская плановая экономика напрочь исчезла, а на её базисе выросли, как борщевик, олигархические кланы - народ, сохранивший картину работающей всем миром страны, никак не удаётся убедить в том, что сегодня лучше, чем вчера.

когда экономикой правят люди с бухгалтерским сознанием, они надеются, что эту картину мира можно предъявить, как эффективную

главное, чтобы сходился баланс, ну, и огламурены были центровые части, чтоб народу не хотелось идти по ним с флагами

совет министров должен что-то предъявлять о своей работе, что-то инновировать, если слово РАзвитие и РОСТ, столь понятные по планам СССР, кажутся современным министрам неубедительными.

с ростом - напряг, со структурой экономики - тоже: сфера производства несопоставима с экономикой СССР.

выросло поколение, которое даже не задумывается об этом - им совершенно фиолетово, чью продукцию они покупают и что за этим стоит на самом деле, так работает сознание потребителя, зомбированное рекламой, которая деформирует во много раз хлеще советской идеологии, но не позволит закрасться в голову окучиваемого еюпотребителя даже тени мысли, что это неправильно или чревато

тут следует добавить главку о заинтересованности банковского сектора, который у нас позиционируется как чуть ли не движитель экономики страны - на самом деле, по моему кухаркинскому убеждению, является её ДЕРЖАТЕЛЕМ, вроде замшелых ростовщиков в ермолках.

то, что услуги якобы удобно привязывать к финансированию и повышать их качество - чистая фикция, мне для того, чтобы видеть это, не нужен анализ в масштабах региона, достаточно посмотреть на работу собственной организации, в которой я оказываю услуги уже 24 года.

Edited at 2017-08-12 08:08 am (UTC)

Хорошо, если образование - не услуга, то как его тогда назвать?

смотрим в словари, написанные до всплеска креатива наших бухгалтеров от управления экономикой.
примерно - это процесс передачи опыта и системно, научно выстроенной информации о мире природном и социальном, а также о формах познания и преобразования этого мира.

в отечественной науке альфа и омега - деятельностный подход, т.о., образование (кого-то) - это деятельность, направленная на передачу опыта и знаний.

здесь лукавства больше, чем может показаться на первый взгляд, с этими услугами.
И идёт это глубже.
Попробую, пусть и полуграмотно, объяснить мысль, которая пришла только что.
В эпоху нашего советского бытия, при всём нашем несовершенстве, было понятие себестоимости труда, которое по забытым, естественно, мною формулам, складывалось из трудозатрат по времени и стоимости одного часа конкретной деятельности, в зависимости от количества людей, принявших участие в этом конкретном деле. Были большие талмуды, содержавшие бухгалтерию всего этого.

Что происходит в эпоху компьютеризации? Появляется деятельность, которая изобилует ситуациями, когда за малый промежуток времени вас осчастливят большое количество раз. Как считать эти телодвижения пальцев, тем более, что понятие услуги было и при советской власти, только под них не пытались замаскировать всю экономику, благо она была.

И процесс образования, как деятельность педагога, считается по его трудозатратам и уровню компетентности.

С услугами может получаться лукавство - вместо временного параметра, которым можно измерить деятельность, возникает люфт, засчёт которого можно втюхать NN-ное количество всяческих услуг. Мне эта тема знакома по социалке - у нас своя статистика, и у разных спецов разные формы работы, и тема услуг введена задолго до стандартизации. Специалисты нашего отделения, психологи, всегда старались следовать вот тем часовым критериям, про которые я говорила, чтобы в статистике не было путаницы - либо часовая консультация, либо диагностика и коррекция, которые учитываются по полчаса, и в результате - внятная картина трудозатрат по работе непосредственно с клиентом.

А соседнее отделение (привожу этот пример, как показательный, чтобы было понятно, как можно пустить пыль в глаза на уровне госстатистики) - у них другие формы услуг, в виде посещения на дому, когда за 10-20-30 минут они рисовали в отчётность несколько услуг, причём умудрялись вписывать такие, на которые у них не было профессиональной компетентности и прав.

Собственно, понятие услуги удобно для процесса коммерциализации образования, вот и весь фокус.
Всё это дело прикрывает собой длительный процесс снятия социальных обязательств государства, т.е. откат от гарантий, которые действовали в социалистическом государстве, и упаковывается это всё в адекватную, на первый взгляд, форму.

"Вот, теперь придется переделывать все документы (уставы и еще много чего), где упоминаются образовательные услуги"

Да, вот ЭТО ключевое. Нашим школам чиновники не дадут работать нормально НИКОГДА.
Каждый новый чиновник втюхивает своё вИдение, лепит по своему и произволу этому конца не видно. А художественная школа чем дальше тем больше похожа на общеобразовательную, скоро и духа искусства там не будет.

Самое главное - это магическое сознание наших чиновников, которые считают, что если заменить какое-то слово другим, или просто запретить его (как в данном случае), то все начнет меняться. Уровень африканских племен.
Это было бы смешно, если бы не было так печально.

"Каждый должен понимать" и "Я буду запрещать"

Почему чиновница решила, что мы ЕЙ что-то должны? Последняя цитата - перл самодурства.

С переходом к рыночным отношениям общество строится на взаимных услугах. Не всегда это явно, но без услуг другому существовать в обществе невозможно.

(Deleted comment)
Слово уСЛУГа созвучно слову СЛУЖение. Или нет? Учитель несёт СЛУЖбу, может не как солдат, но тоже - службу.
Ничего тут принижающего нет. Хорошее слово. Принижающее и какие-то ещё туманные значения есть только в голове чиновника. А отдуваться будут школы, потому что из-за этого тумана в голове чиновника у школ добавится мартышкиного труда.

Консультационные, аудиторские, дизайнерские, посреднические услуги хорошо оплачиваются и не унижают именно потому -- а тут просто слово поменять и типа поплывёт отныне как надо, опять из серии дёшево и сердито... Ещё в советские времена всем старшим школьникам была известна поговорка "ума нет - иди в пед-". А сейчас деградация учителей и вообще ужасающа, пишут замечания в дневник с орфографическими ошибками, лгут в лицо, незамысловато и не краснея, хамят и родителям, и ученикам... Раньше их сдерживала единая программа и общие требования, а дали свободу, и эти дуры (не все! и извините те, кто не, но вас мало) пошли изгаляться со своим видением развития(( Очень жаль нынешних учеников! И их разумных родителей.

Интересно а гражданин платящий налоги или служащий в армии тоже предоставляет услугу государству? Родители воспитывающие детей, тоже оказывают услугу? Услуга это коммерческая форма отношений, где выполнение услуги не является обязательной, но выполнение услуги требует обязательного материального вознаграждения. По конституции гражданин имеет право на бесплатное образование и государство обязано его предоставить, услугой это не является.

"Интересно а гражданин платящий налоги или служащий в армии тоже предоставляет услугу государству? Родители воспитывающие детей, тоже оказывают услугу?"
Да
"Услуга это коммерческая форма отношений, где выполнение услуги не является обязательной, но выполнение услуги требует обязательного материального вознаграждения"
Нет.
Но последнее к работе учителей подходит (и в советское время подходило). Работают они за зарплату ("обязательное материальное вознаграждение"), которая формируется из налогов (в т.ч.) и в любой момент могут отказаться от выполнения работы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account