Previous Entry Share Next Entry
Портреты племени маори. Удивительные картины маслом 19 века
tito0107
Когда смотрел портреты Ландауэра, первой мыслью было, что писал по фотографиям (обычная практика в то время, кстати, да и не только в то). Комментатор iralyan эту мысль подтверждает:
"В прошлом году в Окландской картинной галлереи экспонировали 120 его работ. Вот видео где рассказывают, что он очень полагался на фотографии (рисовал по проекции стеклянного негатива на холст и поэтому под красками нет скетчей) и собственные химических исследования в частности использовал для яркости красок собственные смеси, которые стали производиться для художников только через 40 лет после его смерти, и те, которые никто кроме него не использовал (resin - смола или резина?) чтобы добиться трехмерности
https://youtu.be/EiUHxI7zQl0"
Оригинал взят у shakko_kitsune в Портреты племени маори. Удивительные картины маслом 19 века


Завораживающе странные портреты XIX века, на которых изображены представители новозеландского племени маори.
И несколько коротких слов о развитии портретного жанра вообще (для общего развития, тупо зырить и глупо охать -- не наш метод).


***
Мы привыкли к "красивым" портретам, к шедеврам, к тому, что висит в главных музеях и тиражируется в книгах.
Однако кроме этих "хитов" портретного жанра в искусстве Нового времени создавалось огромное количество портретов откровенно слабых и уродливых, которые вызывают сомнение -- умел ли художник вообще рисовать.
Почему так получалось, я рассказывала тут "Неужто у всех было плохо с глазами?". Там подробно, кто не читал, гляньте.

Вот портрет представителя маори, который как раз относится к разряду такого "провинциального портрета" (это официальный термин, обозначающий удаленность  художника от арт-центра и слабость его мастерства).

William Duke

1846 год

Ровно такие же слабые портреты изображают представителей многих других аборигенных народностей -- и ирокезов, и алеутов.
Потому что настоящие мастера в такую даль заезжали очень редко.

Isaac Coates
1843


Но вот маори повезло. У них появился Готтфрид Ландауэр (Gottfried Lindauer).
Он родился в 1839 году в австрийском (чешском) городе Пльзень (том самом, откуда пиво Пильзнер), учился в венской Академии изящных искусств, для карьеры сменил славянское имя "Богумир" на немецкий аналог "Готтфрид". А потом, чтобы избежать военного призыва, сел на какой попало корабль.
Оказался в Новой Зеландии.
И понеслось.

без даты


Причем сначала он изображал этих "диких людей" так же отстраненно бытописательски, как наши художники 19 века, его современники, писали крестьян (мы об этом говорили в материале про крестьянские свадьбы).
"Какие интересные костюмчки!  Какие забавные штучки! Какие любопытные обычаи! Надо все это тщательно зарисовать, в Лондонском географическом обществе мне скажут спасибо!"


ок. 1863

1874


Но чем больше он писал этих людей (только в сети выложено около 50 работ), тем больше менялось его видение.
Татуировки на лице не мешали ему, как раньше, писать настоящие портреты, видеть характер человека, движение его души.

1874



Редкий пример европейской одежды

1877

1878


Здесь характер важного человека в костюме передан так хорошо, что татуировки не выглядят как татуировки, вполне можно представить, что их на репродукции нарисовал какой-то ребенок-вандал, мы их сотрем, и лучше различим лицо этого сложного, тяжелого, и успешного человека. Впрочем, мы и так его различаем





1882


На способность к сопереживанию, "влезанию в шкуру, в душу" модели, что необходимо для того, чтобы написать по-настоящему цепляющий, искренний портрет, влиял важный фактор. Дело в том, что большинство таких портретов аборигенов в 19 веке писали в английских колониях английские художники и ученые. То есть это в завоеванных странах белые люди свысока документировали для своих научных обществ этих смешных примитивных людишек.

У нашего героя Линдауэра ситуация, как следует из его биографии, была другая. По паспорту он был австрияк, это были не его колонии, и не его порабощенные народы. Ему, в отличие от англичан, не было унизительно поставить себя на одну доску с моделями, чтобы почувствовать их.





1885
Это портрет короля.
И, мне кажется, автору удалось передать, что это портрет короля не глупым обилием цацек или надменной позой а-ля Саддам Хуссейн, а каким-то выражением лица.

1886

1885


1887

У всех свои характеры.

1890


Ок. 1890





Отсутствию колониальной мании величия у художника, если я правильно перевела, способствовало еще и то, что в отличие от других "портретов аборигенов" в данном случае именно аборигены выступали заказчиками картин. Вожди племени маори приходили к Линдауэру как клиенты и нанимали его как портретиста. Для них было важным, конечно, в первую очередь, отражение всех полос и бижутерии ("погон" и "орденов") и портретное сходство физиогномическое. Вряд ли они понимали, что художник делает еще, что вкладывает еще.


1896


1903 и 1895

Скажи мне кто, что это портрет пожилого самурая из благородного рода, а не немытый неграмотный каннибал, поверю. А второй, молодой, смотрите, какой. Мейкап и цацки - это наносное, в общем.


Художник Линдауэр прожил 87 лет и умер в 1926 году, на два года позже Ленина. В Новой Зеландии, разумеется, его весьма ценят.

***
И вот два других, для сравнения.

Художник Louis John Steele
1891

Видите, он тоже относится к модели, как к личности, но насколько этот Стил слабее как портретист?



Художник Charles Goldie
1905

А этого Голди интересует совсем другое. Хотя картина запоминается. Но как-то славе племени маори, в отличие от предыдущих, она не способствует, скорее похожа на мрачную карикатуру.



Наше время, фотографии.


И вот еще знаменитый танец, для атмосферности


В общем, я как представлю, каково было приличному чешскому юноше Готтфриду Линдауэру среди этого очутиться...





Posts from This Journal by “портрет” Tag


  • 1
Ненавижу татуировки. Но у них очень красивые - по ТВ видела....

  • 1
?

Log in

No account? Create an account