Previous Entry Share Next Entry
Еще о женщинах-художницах
tito0107

Ответ на вопрос, почему так мало женщин-художниц, понятен. Долгое время живопись считалась, в первую очередь, ремеслом, а большинство ремесле были мужскими занятиями, даже вязанием поначалу занимались мужчины, а уделом женщин было рождение детей и ухаживание за ними и за домом*. Позднее, в академии женщин не брали по соображениям нравственности: академическое обучение строилось на штудиях обнаженной натуры. Мужской. По этой же причине в академиях (почти)не рисовали обнаженных женщин: представляете, посадят перед 13-летним мальчиком голую тётю, причем, красивую голую тётю (некрасивую обнаженку стали рисовать в академиях только к концу 19 в., насколько могу судить).
Но вообще, полезно было бы сравнить процент женщин среди художников (скажем, всех упомянутых в Википедии) в 18 и 19 веках (и в других веках).

И последнее. Если говорить о ценах на картины, в случае с женщинами-художницами работает закон больших чисел: их меньше, чем мужчин, а потому меньше и вероятность, что работа, созданная женщиной, уйдет за сверхвысокую цену. Так что сорок с чем-то миллионов за картину Джорджии О'Кифф - еще очень неплохо.

Да, кстати, подумалось, что надо бы сделать лекцию про женщин-художниц. Возможно, к восьмому марта.

* на самом деле все сложнее. По некоторым данным, в 14-15 вв. роль женщин в производстве и городском управлении была выше, чем в последующие эпохи.

Posts from This Journal by “женщины-художницы” Tag


  • 1
Женщины просто в целом менее талантливы. Хотя нельзя отрицать, что есть очень хорошие художницы.

"Женщины просто в целом менее талантливы"
Вы не устаете меня поражать. Надеюсь, женщины Вам ответят.

Никаких проблем )))
Яркий талант - крайность, крайности (любые) более свойственны мужчинам.

Женщины отличаются от мужчин :) Я могу сказать, что женщины более склонны к семейной и детской фотографии, в свадебном репортаже их тоже много, но всё-таки здесь уже некоторое преобладание мужчин, ну а в, прости господи, "художественной" категории мужчин уже намного больше.
Так что в прошлом даже при равных, насколько это возможно представить, условиях для творчества, женщины всё-таки чаще расписывали бы вазы и вышивали, а не малевали бы фундаментальные полотна? Это всего лишь мои соображения :)

тут сложно сказать

"Так что в прошлом даже при равных, насколько это возможно представить, условиях для творчества, женщины всё-таки чаще расписывали бы вазы и вышивали, а не малевали бы фундаментальные полотна?"

Но том-то и дело, что равных условий не было, так что приходится только гадать. Могу сказать лишь, что сейчас в художественных школах и в высших и средних учебных заведениях девчонок больше, по крайней мере в России. Но сравнивать ситуацию в современной живописи и в живописи прошлых веков некорректно.

Тихон, я думаю, что их и в советские времена училось больше?
Так нельзя говорить, но всё-таки моё впечатление, что работы женщин-художников и особенно! женщин-фотографов слабее. Исключения существуют, разумеется. Женщин-писателей я тоже воспринимаю с большим трудом.

"Тихон, я думаю, что их и в советские времена училось больше?"

Смотря в какие советские времена. Сужу по учебным заведениям Костромы (а я видел много фотографий и документов). Вполне вероятно, в других городах России, возможно даже в столицах, ситуация была похожая. (Насчет национальных республик не уверен).
Примерно до 60-х годов включительно парней было больше, в 70-е примерно сравнялось, в 80-90-е девочки преобладали.

"Так нельзя говорить"

Можно, если оговариваешься, что это твое субъективное мнение.

Интересное наблюдение! Можно сказать, что на наших глазах женщины вытесняют мужчин из традиционных "мужских" областей деятельности. Женщины более старательные, более практичные, но в них меньше "сумасшествия", о чем уже говорилось выше.
Я всё-таки поделюсь здесь творчеством моей любимой "женщины-фотографа" из числа тех, которых знаю лично. Надеюсь, будет интересно взглянуть :)
http://www.photosight.ru/users/223422/
Назвать её работы "бабскими" - то главное качество, которое меня отворачивает от творчества женщин, у меня не повернётся язык.

Да, очень хорошие работы, спасибо, Евгений! Некоторые я уже видел.

Хотела написать спасибо, что написали это у себя, но потом из комментариев поняла, что мужчинам, которым пофиг, эти причины по барабану.
Можно приводить примеры художниц, можно собирать слабых мужчин художников, и многие этим не раз занимались, но не помню, чтобы кого-то удалось этим переубедить.
Даже выше комментарий, про талантливость мужчин, потому что они склоннымк крайностям... Не знаю, есть исследования? По моим наблюдениям, есть супергениальные женщины, но как правило они не позволяют себе такого крайнего "имиджа гения". (Говорю про современых, понятно, что раньше женщин не было, как не было и слишком эпатажных мужчин. Великие художники были просто мастерами). Тут есть еще вопрос традиции, мужчина-художник разгоняет свою сумасшедшую часть насколько это возможно и имеет возможность это делать, его поддержат. Иногда это повлияет на качество творчества, иногда нет, но на отношение к нему как к "гению" повлияет точно. В принципе у женщин теперь есть такая возможность, но она не так давно появилась. Позже, чем возможность писать в принципе, может даже только сейчас.
Что я пытаюсь сказать, мужчины более как бы "разболтаны", и для творчества это хорошо. Но это не от природы, а традиционно. И женщины такие есть и их будет больше, и уже становится.


Согласен.
Но женщин, "разогнавших свою сумасшедшую часть" в искусстве последних полутора веков тоже хватало. Фрида Кало, например. Или (совсем в другом смысле) Голубкина.

Ага, Фрида, точно, я именно об этом

Пальму первенства среди дам я отдал бы блистательной Юдит Лейстер!

Не знаю, есть ли шанс у этого комментария быть увиденным. Немножко оффтопик.

"а большинство ремесле были мужскими занятиями, даже вязанием поначалу занимались мужчины, а уделом женщин было рождение детей и ухаживание за ними и за домом"

Еще двести лет назад подавляющее большинство человечества жило впроголодь, а уж тем более раньше. И в этих условиях от производительного труда отстранить половину взрослого населения? да человечество вымерло бы от голода. Женщины всегда занимались производительным трудом, и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Но когда появились города, и ремесленники стали значительной частью городского населения, выяснилось две вещи: 1) ремесло экономически очень привлекательная штука 2) большинством ремесел женщины, даже беременные женщины, могут заниматься не хуже мужчины, поскольку мужская физическая сила там не требуется. Прошла волна гендерной сегрегации. Городское управление было все-таки в мужских руках, мужчины добивались ограничений для женщин. Где-то не принимали женщин в цеха, оставив им более дешевые ремесла, где-то принимали только как членов семей мастеров, где-то у женщины были свои объединения. Но так или иначе, женщины тоже занимались ремеслами, торговлей или работали в услужении.

Правило, что женщина только рожает, ухаживает и занимается хозяйством, это уже викторианские времена, когда появился достаточно большой слой городских разночинцев, и аналогичных профессий у женщин просто не осталось. Вот тогда они массово сели дома. И взгляд на историю тогда же во многом сформировался, создав легенду о вечных домохозяйках.

"Не знаю, есть ли шанс у этого комментария быть увиденным"

Естественно, есть.

По поводу комментария.

В процитированной фразе я очень сильно все упрощаю, о чем даже сделал примечание. Но факт остается фактом: во-первых, женщин-художниц было в те времена, о которых идет речь (с позднего средневековья до 19 в.), значительно меньше чем мужчин. Во-вторых, биографии свидетельствуют, что многие из них занимались живописью до свадьбы, а большинство тех, что оставались верными ремеслу всю жизнь так и не связали себя узами брака (Софонисба Ангишола, Розальба Карьерра). Либо это были аристократки, для которых живопись была увлечением, а не ремеслом.
Но в целом соглашусь: идея о том, что уделом женщины должно быть домашнее хозяйство и воспитание детей, окончательно формируется в викторианскую эпоху.

Да, с тем, что художниц было меньше, спорить не стану, конечно.

Есть, правда, один вид искусства, где женщины вполне присутствовали: иллюстрации в манускриптах, поскольку манускрипты производили как в мужских, так и в женских монастырях.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account