Previous Entry Share Next Entry
Еще немного о моде
tito0107
саегд.jpg
Братья Лимбург. Месяц май, миниатюра "Великолепного часослова герцога Беррийского". До 1416

Из книги "История женщин на Западе" Т.2. Тезисно
- Мода поначалу не воспринималась как женский заговор. Монастырские хронисты 12 века обличали поначалу не женщин, а мужчин, обвиняя их в женоподобии (слишком яркая и облегающая одежда, слишком ухоженные волосы). В 14 веке уже писали. что женщины уподобились мужчинам: ходят по улицам в башмаках с загнутыми носами (в Милане), разъезжают в двухцветных туниках на лошадях во время турниров, словно они их участницы, а не зрительницы (в Англии). Вообще, обвинение модников в подражании противоположному полу, похоже, столь же старо, как и жалобы на "плохую молодежь".
- Ткань и сшитая из нее одежда были предметом социального статуса. Платья составляли значительную часть приданного невесты. Так, Альфонс Арагонский взял за Ипполитой Сфорца приданного на 200 000 флоринов (прикинул - это несколько десятков миллионов долларов), треть из которых составляли платья, в т.ч. платье, расшитое 8966 жемчужинами и 70 унциями серебра (1465 г.) Однако, быстрая смена моды приводила к тому, что платья из приданного быстро "морально устаревали", поэтому, зачастую в приданное включали просто отрезы дорогой ткани. Поскольку специальной одежды для слуг в то время не существовало, то. что выходило из моды отдавали слугам.
- Трудности с накоплением приданного вели к тому, что браки откладывались. Некоторые моралисты были обеспокоены демографической ситуацией, по их мнению рождалось слишком мало детей, что было особенно опасно перед лицом турецкой экспансии. Хуже того, трудности с браком порождали извращение полового чувства. "Кто может родить столько народу? Людей все меньше, а содомитов все больше!" - восклицал Бернардин Сиенский (1380-1444)
- В то же время существовало множество законов, регулировавших внешний облик определенных сословий и групп населения (вплоть до одежды для членов отдельных семей). Простолюдины не должны были походить на аристократов. Регулировали ткани, цвет, форму отдельных элементов одежды. (Интересно, что средневековое общество порой представляется как этакий либертарианский рай, но, подозреваю, жители Северной Кореи взвыли бы, попади они туда).
- В отличие от большинства обществ средневековья и ренессанса в Венеции законы о роскоши не использовались для того, чтобы подчеркнуть сословные различия. Запреты касались всех, но в дозволенных рамках богатый мясник мог одеваться столь же роскошно, как и представители знатнейших семейств. Законы стремились ограничить потребление, так как горожане, стремясь "выпендриться" перед соседями порой доходили до полного разорения (это к вопросу об обществе потребления, кстати. по ссылке маленькая дискуссия на эту тему). С другой стороны, непрерывное развитие текстильного дела вело к подъему экономики. В начале 17 века законы о роскоши выходили раз в два года, за сто лет до этого - раз в десять лет в среднем (в Венеции).
- Тем не менее, мужчины и женщины находили способы эти законы обходить. Так одна пожилая венецианка добилась персонального разрешения от папы римского на ношение одежды и драгоценностей, которые запрещал местный закон.
- В средние века черный цвет был уделом монахов и монахинь определенных орденов, но на исходе ренессанса в него начинают облачаться представители различных слоев общества, причем это тоже регулировалось законодательно. Флорентийский закон 1638 г. предписывал женщинам после 6 лет брака носить платье черного цвета, а после 12 лет отказываться от всех цветных деталей. В Сиене в черное облачались после 3 лет брака. Во Флоренции и Венеции цветную одежду разрешалось носить только недворянкам в сельской местности и негражданкам в городах. Яркие цвета начинали ассоциироваться с распутными женщинами.

DTtGTVi-_y0.jpg
Бартоломеус ван дер Хелст. Портрет регентов работного дома. 1650

Вообще, 16-17 века были временем первой антисексуальной революции, а 19 век - второй. А про черный цвет в европейской культуре есть очень интересная книга Мишеля Пастуро, всем рекомендую.


Posts from This Journal by “мода” Tag


  • 1
"В средние века черный цвет был уделом монахов и монахинь определенных орденов" - это противоречит тому, что писал Шкробиус про отсутствие в средние века устойчивого черного красителя. Как он пишет, черная одежда была редка и дорога, вряд ли монахи могли себе ее позволить.
http://shkrobius.livejournal.com/567540.html

У Пастуро тоже про это есть, что в средние века, скорее всего, не было чисто черной и чисто белой одежды. Ну, предположим, темно-серая, или серо-коричневая.

какая чудная готическая картинка!
про черный цвет - неожиданно и интересно

В часослове Братьев Лимбургов главная тема - сексуальная и гомосексуальная, присмотритесь к каждой из картинок календаря...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account