Previous Entry Share Next Entry
Художники, которым не повезло-75. Ян Ливенс
tito0107
В посте, главным героем которого был Ян де Брай, я упоминал, что его сестра была женой Яна Ливенса (1607-1674), это был его второй брак. Настал момент рассказать о нем, ибо Ливенс достоин называться "художником, которому не повезло" как никто другой.
Выдающийся талант Ливенса проявился в очень раннем возрасте - в 8 лет он начал обучение у Питера Ластмана, а в 17 (по другим данным, даже в 12 лет) уже был самостоятельным мастером. Слава о юном художнике дошла до сильных мира сего, в 1620 г. Мориц Оранский приобрел одну из его картин.
Но, примерно, в то время, когда Ливенс покинул мастерскую Питера Ластмана, к последнему поступил в обучение другой юноша - Рембрандт ван Рейн. Молодые люди дружили и сотрудничали в период с 1627 по 1631 г., оказывали взаимное влияние друг на друга. Поскольку Ливенс как живописец сложился раньше Рембрандта, можно предположить, что его влияние было более сильным. Их работы того времени столь близки стилистически, что атрибуция затруднена. Многие картины Яна были приписаны Рембрандту как художнику более известному.
Дальнейшая судьба Яна Ливенса на протяжении нескольких десятилетий складывалась вполне благополучно. В 1632-1634 г. он работает при английском дворе и попадает под влияние Ван Дейка. Возможно, это сыграло с ним злую шутку - будучи, на мой взгляд, от природы живописцем не менее талантливым, чем великий фламандец, Ливенс был вынужден подражать манере более знаменитого мастера и утратил свой стиль.
Ян Ливенс вел роскошную жизнь, но, в конце концов, разорился и окончил свои дни, как и Рембрандт в нищете. Но если посмертная слава Рембрандта непрерывно возрастала с начала 18 столетия (все-же Роже де Пиль включил его в свой список, пусть и на последнем месте), то Ливенс был обречен на вечное сравнение со своим другом-соперником, и понятно, в чью пользу было это сравнение.

PaintingJanLievensSelfPortraitCirca1629to1630.jpg
Автопортрет, ок. 1629-1630. В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив.

The_Feast_of_Esther_-_Jan_Lievens_-_Google_Cultural_Institute1625.jpg
Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта.

PaintingJanLievensUntitledBoyBooksStatueLouvreCirca1630to1635.jpg
Мальчик в мастерской художника, ок. 1630

Jan_Lievens_-_Pilate_Washing_his_Hands_-_WGA13005.jpg
Пилат, умывающий руки. Очевидно, 1620-е

Jan_Lievens_0041630-35.jpg
Самсон и далила, ок. 1630-1635

Jan_Lievens_-_Still_Life_with_Books1630.jpg
Натюрморт с книгами, ок. 1630

Jan_Lievens_-_Opwekking_van_Lazarusок. 1631.jpg
Воскрешение Лазаря, ок. 1631.
ИМХО, по уровню драматизма дотягивает до лучших работ Рембрандта. Как и следующие:

Jan_Lievens_-_Christus_aan_het_kruis.jpg
Распятие

Jan_Lievens_-_Job.jpg
Иов

Christ,_praying_in_the_light,_raises_Lazarus_from_his_tomb__Wellcome_V00348871631.jpg
Офорт с "Воскрешения Лазаря"

ливенс-тенирс.png
Пейзаж с отдыхающими крестьянами, ок. 1640. Фигуры написаны Давидом Тенирсом младшим, с которым Ливенс сотрудничал.

'Panoramic_Landscape'_by_Jan_Lievens,_1640,_Norton_Simon_Museum.jpg
Пейзаж, ок. 1640. Пейзаж соврешенно рембрандтовский и не похож на предыдущий


Аллегория Мира, 1652. Откровенно неудачная работа

Jan_Lievens_-_Brinio_Raised_on_a_Shield_-_Google_Art_Project.jpg

Jan_Lievens_-_Brinio_Raised_on_a_Shield_-_Google_Art_Project.jpg
Бринио, поднятый на щит, 1661. Эта картина, как и "Заговор Клавдия Цивилиса" Рембрандта, созданный в то же время, предназначалась для амстердамской ратуши. На этот раз Рембрандту повезло меньше.

Но лучше всего у Яна Ливенса получались портреты и вообще головы людей. В этом он почти не уступал Рембрандту, а в начальный период их творчества, возможно, даже и превосходил его.

Young_Man_with_Red_Beret_by_Jan_Lievens1629.jpg
Молодой человек в берете, 1629

'Young_Lady_and_Old_Maidservant'_by_Jan_Lievens,_1629,_Pushkin_Museum.JPG
Девушка и старая служанка, 1629.
Эта девушка встречается и на других картинах Ливенса

800px-A_young_girl,_by_Jan_Lievens.jpg
Девушка в профиль

Portret_van_Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_Rijksmuseum_SK-C-1598_jpeg.jpeg
Портрет Рембрандта, 1629.
Рембрандт часто позировал своему другу

800px-Matka_Rembrandta_Livensenок. 1630.jpg
Мать Рембрандта в профиль, ок. 1630

800px-Old_Man,_Lievens1625-26.jpg
Портрет старика, ок. 1625-1626

'A_Tronie,_The_Head_and_Shoulders_of_an_Old_Bearded_Man'_by_Jan_Lievens1635-40.jpg
Портрет старика, ок. 1635-1640

Anna_Maria_van_Scherlman 1649.jpg
Анна Мария ван Шерлман, 1649. Почти все поздние работы Ливенса значительно уступают ранним

Jan_Lievens,_Painting_of_St_Paul,_ca__1627-29__Oil_on_canvas__Nationalmuseum_Sweden.jpg
Апостол Павел, ок. 1627-1629

Jan_Lievens_&_Jan_Andrea_Lievens_-_Portret_van_Jan_Andrea_Lievens_als_zinnebeeld_op_de_Matigheid1660-е.jpg
Портрет Яна Андреа Ливенса с опрокинутым стаканом, 1660-е

Jan_Lievens_(attrib_)_-_Head_of_an_old_men_(1630s).jpg
Голова старика, 1630-е

Jan_Lievens_(Dutch_-_Prince_Charles_Louis_of_the_Palatinate_with_his_Tutor_Wolrad_von_Plessen_in_Historical_Dress_-_Google_Art_Project1631.jpg
Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631

Jan_Lievens_-_old_man_with_a_skull_1620s.jpg
Старик с черепом, 1620-е

Jan_Lievens_-_Old_Woman_Reading_-_Cat487ок. 1621.jpg
Читающая старуха, 1621(!)

Jan_Lievens_-_Portrait_of_a_Young_Man1628.jpg
Портрет юноши, 1628

Jan_Lievens_-_Portrait_of_an_Old_Man_-_WGA13002.jpg
Голова старика

Jan_Lievens_-_St__Paul_writing_to_the_Thessalonians1629.jpg
Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629

Jan_Lievens_-_Study_of_an_Old_Man_-_WGA130031630.jpg
Голова старика

Jan_Lievens_-_Study_of_an_Old_Man_-_WGA130061629.jpg
Портрет старика

Jan_Lievens_-_The_Violin_Player_-_WGA130071625.jpg
Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт

Jan_Lievens_-_Tronie_of_an_old_man.jpg
Голова старика

Jan_Lievens_0021630-35.jpg
Портрет девушки, ок. 1630-1635

Jan_Lievens_Tronie_einer_alten_Frau1625-32.jpg
Пожилая женщина в профиль, ок. 1625-1632

Jan_Lievensz_-_Lute_Player_-_Walters_3724931629.jpg
Лютнист, ок. 1629. Снова позировал Рембрандт

lossless-page1-667px-Jan_Lievens-_King_Guy_of_Lusignan_and_King_Saladin_tif1625.png
Ги де Лузиньян и Саладин, ок. 1625

800px-Jan_Lievens_-_Sultan_Solimanок. 1625.jpg
Султан Сулейман, 1625. очень напоминает "Славянина" Рембрандта.

800px-Jan_Lievens_-_Constantijn_Huygens1627-30.jpg
Константин Гюйгенс, ок. 1627-1630

1st_Earl_of_Ancram.jpg
Роберт Карр, 1-й граф Анкрам, до 1654

Поздние работы, при всей добротности исполнения, сильно не дотягивают до ранних. Серия "Четыре стихии- четыре возраста человека", ок. 1668:

Lievens,_Jan_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Fire_and_Childhood_-_c__1668.png
Огонь

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Air_and_Youth_-_WGA129971668.jpg
Воздух

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Earth_and_Maturity_-_WGA12998ок. 1668.jpg
Земля

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Water_and_Old_Age_-_WGA12999.jpg
Вода.

При виде этих работ меня охватывает жалость. Видимо, поговорка "талант не пропьешь" - не верна. Пусть даже Ян Ливенс и не пропил талант, но растратил его все равно. А так, умер бы лет в тридцать с небольшим - оставил бы о себе только добрую память. Ну и не было бы рядом с ним Рембрандта... Впрочем, его я и так упоминал в этом посте слишком часто.


  • 1
Далеко не красавец.

Достойный. Многие портреты сильно Рембрандту подражают, даже типами лиц. Некоторые испанцев напомнили. Офорт тоже совсем рембрандтовский. Кстати привлекает внимание разностильность. Но больше всего мне понравился натюрморт с книгами.)

так неизвестно, кто кому подражает. Ян Ливенс, хоть и младше на год, как художник сформировался раньше. Так что, возможно, молодой Рембрандт ему подражал. Ну и натурщиков брали на двоих.

Очень все понравилось. Имея такой талант почему-то не повезло. Либо кто-то душил со стороны, либо художник с заказчиками был слишком прямолинеен!

Я бы сказал, наоборот, заказчикам чрезмерно угождал. У них ведь вкус не ахти какой был обычно. Рембранд вот как раз с заказчиками не ладил.

А я знал этого художника. У нас на прошлой работе был сотрудник - ну вылитый Ливенс на автопортрете, вот просто точь-в-точь.

Голландская живопись as is. Какой мы ее знаем и любим. Замечательно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account