tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:




Искусство процентов на 90 – это даже не психология, это психофизиология. Впрочем, само понятие «психофизиология» тавтологично, ибо психика - это и есть часть физиологии. Удовольствие, получаемое от созерцания картины, или прослушивания какой-нибудь симфонии по сути дела не отличается от удовольствия, получаемого от распития хорошего чая. И там и тут рецепторы раздражаются. Конечно, искусство порой способно доставлять удовольствие не только зрению и слуху, но и уму, но и это тоже физиология.
Имеется такая книжка: Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М., 2000. Так вот там, в числе прочего анализируется эволюция искусства «под натиском потенциала возбуждения».
Грубо говоря, пишут художники картины. В определенный период времени и в определенном месте эти картины достаточно близки стилистически. Перед каждым конкретным живописцем стоит сложная задача: как сделать так, чтобы зритель обратил внимание именно на твое полотно? Проще всего пойти экстенсивным путем – увеличить какой-либо параметр (яркость красок, размер). Или сразу несколько таких параметров. В случае с чаем проще всего увеличить крепость заварки. Таким образом, с течением времени, например, размер картин будет расти до определенного предела. В случае с картинами рост их размеров лимитирован чисто экономическими факторами: на большую картину уходит больше материалов и времени, да и стоить она, в конечном счете, будет дороже. Что делать, когда этот предел достигнут? Ответ прост – менять стиль. И стиль обязательно изменится, тут особого ума и таланта не надо.
Так вот, Петров выдвигает следующую гипотезу: пики размеров картин должны несколько опережать во времени смену стиля, и затем, на основе статистического анализа подтверждает это предположение. И максимумы площади картин, и смена стилей в живописи происходит в среднем раз в 50 лет.
Имеется и еще один момент. По площади картины распадаются на две группы: нормальную (S~ 0.5 м. кв.) и аномальную – картины площадью больше 1 м. кв. Первые – сравнительно небольшие картины, которые может повесить на стену в своем доме обыватель. Вторые, грубо говоря, - «официальный заказ». Случаи, когда художник для собственного удовольствия, или для продажи в художественном салоне пишет полотно размером с дверь и более встречаются, но в общей массе они достаточно редки. Так вот, картины «нормальной зоны» лучше характеризовать их средней площадью, а «картины-гиганты» - их процентным соотношением к общей массе картин. Хотя бы потому, что для последних локальный максимум площади выражен слабо, потому что назначение таких картин весьма различно.
Для своего анализа Петров использовал выборку из 846 картин 17-нач. 20 вв., в том числе по 17 в. – 95 картин, по 18 в. – 253 картины, по первой пол. 19 века – 153 картины, по второй половине 19 века – 240 картин, и по началу 20 века – 105 картин.
Всего получается не так уж много, особенно с учетом того, что значительный процент (~35-40%) составляли картины-гиганты *.
Я решил проверить полученные результаты за счет расширения выборки. По моим наблюдениям, эволюция размеров картин достаточно хорошо характеризуется  изменением средней площади картин «нормальной зоны», поэтому я ограничился их анализом. (Анализ «гигантов» был начат, но так и не доведен до конца, предварительные его результаты в целом подтверждают выводы Петрова).
Всего было взято 1238 картин «нормальной площади», т.е. до 1 м. кв., созданных в период с 1601 г. по 1900 г. Из них:
17 в. – 384 картины;
18 в. – 242 картины;
 1 пол.19 в. – 196 картин
2 пол 19 в. – 416 картин.
Таким образом, на 1 десятилетие приходилось в среднем по 41.3 картины. Минимальное число картин для отдельных десятилетий было 20, максимальное – 145 (1871-1880 гг.).
Эти значения значительно больше средних значений, взятых Петровым. Так, на каждое десятилетие 17 века в его выборке приходилось в среднем приблизительно по 7 картин. Экспериментальная проверка показала, что 20 картин для каждого десятилетия достаточно хорошо отражают общую ситуацию, однако, понятно, что с увеличением количества материала достоверность результата также увеличивается.
Все картины должны были отвечать следующим требованиям:
1. Форма – прямоугольная (потому, что высчитать площадь таких картин очень просто).
2. Датировка – с точностью до десятилетия. Если предполагаемая датировка попадала в два десятилетия (например, «ок. 1855-1865»), такая картина исключалась из выборки.
3. Площадь – от 500 до 10000 мм. кв. Произведения меньшей площади – это скорее всего миниатюры, подготовительные этюды и эскизы. Восприятие их проходит при иных условиях, и возможно, их эволюция подчиняется другим законам. Отчасти по этим же причинам были исключены и картины-гиганты.
4. Техника – масло на «долговечной основе» (холсте, дереве, картоне и т.д.). То, что на бумаге, относится к графике, а, к примеру, на стекле - к ДПИ.
Далее, в целях объективности из рассмотрения были почти исключены наиболее известные и плодовитые художники,  у которых общее число картин, имеющихся на сайтах, дисках и в каталогах, было сопоставимо с числом  картин всех художников, творивших в данную эпоху.  К таковым относятся, например Рубенс, Веласкес, Рембрандт, ведущие импрессионисты и постимпрессионисты. Понятно, что в таком случае решающее влияние приобретает случайный фактор. Например, один художник предпочитает писать крупные картины, другой – небольшие. А если его картины составляют значительное число от всех картин данного периода, имеющихся в моем распоряжении, то понятно, что его личные что личные пристрастия данного художника сильно повлияют на конечный результат. Поэтому для каждого десятилетия путем случайного выбора  брались только три картины такого художника.

И вот что получилось:

1601-1610 3822
1611-1620 3289
1621-1630 3888
1631-1640 4611
1641-1650 4807
1651-1660 4734
1661-1670 4058
1671-1680 3678
1681-1690 5287
1691-1700 5786
1701-1710 4002
 1711-1720 3528
 1721-1730 4640
 1731-1740 4413
 1741-1750 5197
 1751-1760 4718
 1761-1770 3503
 1771-1780 3730
 1781-1790 4111
 1791-1800 3955
 1801-1810 5286
 1811-1820 3728
 1821-1830 3399
 1831-1840 2915
 1841-1850 3355
 1851-1860 4056
 1861-1870 3885
 1871-1880 4384
 1881-1890 3680
 1891-1900 5012

(График вставляться не хочет, поэтомы вставляю таблицу. В левой колонке - десятилетия, в правой - средняя площадь картин "нормальной зоны")

В принципе, можно считать, что выводы В.М. Петрова подтверждены. График имеет пять ярко выраженных локальных максимумов и минимумов (и по одному слабо выраженному максимуму и минимуму), хотя конкретные значения и местоположение этих max-min на временной шкале отличаются от того, что приведено у Петрова. Особенно яркие различия проявляются в 19 веке. Так, на первое десятилетие этого века у меня приходится пик, а у Петрова – наоборот яма. Далее, очень слабо выраженный максимум у Петрова в 1830-х, затем опят спад, и всю вторую половину отточенто – подъем. У меня кривая ведет себя иначе – падает с 1800-х до 1830-х, затем – подъем и «полка» на всю вторую половину 19 века. Но эта «полка» имеет тенденцию к падению. (Яма в 1880-х).
Возможно, что постепенный рост площади картин, начиная с 1830-х, отражает кризис классического искусства. Появляющиеся во второй и третьей третях 19 века новые направления, стили, сюжеты и темы в живописи по сути дела были повторением найденного когда-то. Так, например, широко распространившийся почти во всех европейских странах начиная с середины 19 века реализм внешне мало отличался от реализма великих мастеров 17 столетия, а зачатки импрессионизма обнаруживают в творчестве многих старых мастеров – от Тициана до Тернера. В поисках новых решений живописцы обращаются к экзотике, в частности – к японской гравюре. Тем не менее, удовлетворить пресыщенный вкус любителей искусства не удается, и средний размер картин растет почти неуклонно (с небольшой остановкой в 1850-1880-х гг.).  Новое, модернистское искусство зарождается в творчестве Ван-Гога, Гогена и Сезанна, но в конце 19 века – это все еще маргинальное направление.
Да, и еще по стилям.

Получается примерно такая картина:
1. Первая половина 17 века – раннее барокко, караваджизм и «посткараваджизм»**.
2. Вторая половина 17 века – позднее барокко, «время эпигонов»***. 
3. Первая половина 18 века – рококо.
4. Вторая половина 18 века – неоклассицизм, сентиментализм.
5. Первая половина 19 века – ампир, романтизм.
6. Вторая половина19 века – реализм, импрессионизм, «салонный академизм».


 

В результате недостатка материала на графике образовался разрыв на участке с 1681 по 1700 г. Т.е, картин этого времени было слишком мало, чтобы строить по ним кривые.

**Такой термин мне ни разу не встречался в специальной литературе, но думаю, что им можно обозначить творчество многих крупнейших и малых мастеров: Веласкеса, Рембрандта, Вермера, из крупных явно выпадают франко-итальянцы Пуссен и Лоррен.
***  Со второй половиной 17 века тоже интересная история получается. Обратите внимание, что по этому периоду (особенно 1680-90гг.) очень мало материала. Почему так – предмет отдельного разговора.

Tags: искусство, история, стили, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments