tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О бетоне и не только

Цитирую сочинение Винкельмана «Заметки об архитектуре древних» (1762)
При изучении стен, выступающих над землей, можно заметить также, что древние, учитывая свойства пуццолана, всегда применяли при устройстве фундамента больше раствора, нежели камней. Тем же способом возводились и все древние своды. Вначале на опорах, то есть на лес ах, укладывали доски и кружала, а затем на них – точно также, как при устройстве фундамента – лили раствор и клали маленькие куски tufo до тех пор, пока это заполнение не достигало нужной толщины (в термах Диоклетиана, например, оно равно восьми пальмам), а тогда добавляли еще один слой раствора, чтобы свод был гладким сверху. Подобный свод позволял возвести большой свод силами многих людей за один день. Все вышеописанное можно увидеть там, где обвалилась облицовка или рухнули своды: в Колизее, в Термах Тита, Каракаллы, Диоклетиана, и особенно в обширных развалинах Виллы Адриана, где и поныне слои досок от кружал указывают очертания сводов зданий.
Такой способ быстрого возведения сводов уже не практикуется в наши дни, но хотя своды и выкладываются вручную, при этом также непременно используются tufo и puzzolana. Заполнение свода доверху производится при помощи корыт, как и у древних. Благодаря раствору своду придают желаемую форму; в Риме и теперь еще делают совершенно плоские, едва намеченные своды. После того, как работа заканчивается. Леса не убираются до тех пор, пока свод, опорой которому они служат, не затвердеет.
Своды с примесью пемзы довольно обычны в Неаполе; в Риме же господин кардинал Алессандро Альбани до сих пор остается единственным человеком, распорядившимся применить этот способ (при строительстве своей римской виллы). Работы здесь производили следующим образом. После того, как устанавливались леса, которые должны были служить опорой, производилась кирпичная кладка арки свода по направлению от обоих ее концов к центру или гребню. Слои кирпича перемежались слоями пемзы и раствора, при этом раствор соединялся с пемзой и проникал в ее поры так, что разрушить подобный свод едва ли возможно.




Вилла Альбани, гравюра Дж. Вази.
И.И. Винкельман. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.
Как видим, для просвещенного человека 18 столетия использование бетона особой тайной не является.
Кстати, насчет купола Пантеона. Долгое время считалось, что в основе его – каркасс из кирпичных ребер:


Конструкция купола Пантеона (по Дурму).
И только в 1930-х годах (кажется) выяснили, что он целиком бетонный.
Tags: 18 век, Италия, античность, архитектура, датировка, искусство, исторические мифы, история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments