tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Восьмомартовское. Женщины-художницы: Софонисба и Лучия Ангишола

Восьмого марта надо бы написать что-то о женщинах. А поскольку журнал мой по большей части посвящен искусству, то про женщин-художниц.
Из них первой, кто добился признания, наравне с мужчинами была Софонисба Ангишола.



Cофонисба Ангишола, автопортрет, 1600. Софонисбе здесь должно быть около 70 лет!


Несмотря на то, что творчество Софонисбы пользовалось популярностью у сильных мира сего, и прожила она очень долгую жизнь, точных биографических сведений о ней не так уж много. Она была дочерью дворянина Амилькара Ангишола и Бьянки Пунцоне из Кремоны. (Точный год рождения неизвестен, называются даты от 1526 до 1535. Точный год смерти, впрочем, тоже: от 1624 до 26-го. Впрочем, встречаются сведения, что она умерла 16 ноября 1625 г.
У Софонисбы было четыре сестры (по другим сведениям – пять) и один брат. Ее младшие сестры Елена, Лучия, Европа и Анна-Мария также занимались живописью, впрочем достоверно известны только работы Лучии. Вазари, кстати, Елену не упоминает.
Софонисба обучалась живописи у Бернардино Кампи (Вазари называет Джулио Кампо) и Бернардино Гатти. В 1554 г. посетила Рим и встретилась с Микеланджело, которые высоко оценил ее рисунки. В 1559 г. Софонисба по рекомендации герцога Альбы приехала в Испанию, ко двору Филиппа II, там она работала до 1584 г. Она дважды была замужем: в 1571 г., вышла за Дона Франциско, сына вице-короля сицилии, а в 1580-м, после смерти первого мужа – за капитана Орацио Ломеллино, который был намного младше ее. (выходит, в первом случае ей было около 40 лет, а во втором – около 50-и).
В 1584 г. она вмеесте с мужем приехала в Геную, где и жила до самой смерти. В 1623 г. ее посетил Антонис Ван Дейк.
В последние годы Софонисбе был приписан ряд портретов, ранее считавшихся работами других художников.
работы:


Бернардино Кампи пишет портрет Софонисбы, 1550-е.


Автопортрет, 1550-е


Автопортрет, 1554.


Автопортрет, 1556/57


Лучия, Минерва и Европа, играющие в шашки, 1555. Эту картину упоминает Вазари


Автопортрет отца, с сестрой Минервой и братом Адзурбалом. В Википедии датирован 1558 г. Минерва, согласно WGA родилась в том же 1558 г. Работа очень зрелая, но если Софонисба с 1559 г. находилась в Испании, как она могла написать этот портрет? Эту картину тоже упоминает Вазари.


Портрет матери, Бьянки. По некоторым сведениям, она умерла, когда Софонисбе было 5 лет, но Вазари в 1568 г. застал ее живой.


Портрет сестры Минервы. Возможно написан не с натуры.


Портрет монахини.(Сестры Елены (?))


Портрет Изабеллы Валуа.


Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении.


Еще один портрет инфанты, 1599.


Портрет Филиппа II. Долгое время считался работой Санчеса Коэльо.



Портрет дамы. (Каталины Микаэлы, дочери Филиппа II?). Приписывается также Эль Греко.


Портрет неизвестной дамы.


Трое детей с собакой, ок. 1570-90.


Автопортрет, 1610.


Лучия Ангишола.
О ней известно мало. Она родилась между 1536 и 1540 гг., умерла между 1565 и 1568 г. Во всяком случае, к моменту выхода книги Вазари ее уже не было в живых. Ее работы:


Портрет лекаря Пьетро Мария.



Считается, что это портрет Софонисбы работы Лучии

Завершая свой рассказ о Софонисбе и ее сестрах, Вазари восклицает:
«Но если женщины так хорошо умеют делать живых людей, следует ли удивляться тому, что те из них, которые пожелают, сумеют сделать их также хорошо и на портрете?»

С праздником, дорогие девушки и женщины!


.
Tags: 16 век, 17 век, Испания, Италия, атрибуция, датировка, женщины-художницы, живопись, искусство, маньеризм, настроение, портрет, ренессанс, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments