tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про расы и идеалы. Сумбурно

Даже не знаю, с чего начать. Лента в Фейсбуке выдала несколько материалов, побуждающих поразмышлять о расах и расоведении, идеалах и отдельных вопросах мышления и восприятия.

Сайт "Мерямаа" выдал ссылку на старый (2010 г.) и знакомый мне материал, в котором фотографии современных костромичей привдятся в связи с "мерянским наследием". Я прокомментировал вот так:
Вся эта "мерянская антропология" заставляет вспомнить какого-нибудь Ганса Гюнтера. (Уж извините за демонстрацию закона Годвина в действии). Это я об архичности таких представлений. Как выявили, что это "восточно-балтийский тип"? Измерения черепов явно не проводились, да и без измерений видно, что люди очень разные, к тому же подобные типажи можно встретить практически в любой точки Европы (за исключением части Средиземноморья).

Возможно, лет 100-150 назад, когда все эти расовые теории создавались население определенных райнов (как правило, не очень обширных) и было довольно однообразным в антропологическом плане (в силу слаборазвитых коммуникаций и близкородственного скрещивания), но и это не факт.



В какой степени каждое из этих мужских представляет "усредненный тип" своего региона? Не отражают ли они скорее расхожие представления о "расовых типах"? Так это только внешность, про всякую биохимию (и генетику вообще) речь не идет.
В ФБ Михаила Пожарского холивары по поводу негритянки, выигравшей конкурс красоты в Финляндии. Кто-то говорит что Иван Ефремов "довольно точно определил" "объективные идеалы красоты".
Иван Ефремов, конечно, замечательный писатель, но в этом плане он недалеко ушел от Ганса Гюнтера и ему подобных. В отрочестве я увлеченно читал его книги, но к его эстетико-антропологическим теориям уже в 16-17 лет относился прохладно (пик увлечения "расологией" у меня пришелся на 13-15 лет). Ефремов просто брал свои идеалы красоты (кстати, вполне совпадающие с идеалами тех лет, т.е втор.пол. 1930-1950-х) и заявлял, что они правильные, а все остальное - вырождение и упадничество. Нет, он, конечно, "обосновывал", но цена этим обоснованиям примерно такая же, как теориям лингвистов-любителей. Еще Ефремов, помнится, обосновывал, что инопланетяне должны иметь человекоподобный блик (и свободно скрещиваться с земными людьми, это когда уже была открыта ДНК и ее роль в наследственности!) - очень удобно для эпохи примитивных спецэффектов, когда инопланетян играли актеры, наряженные в нелепые костюмы.

В заключение вот еще картинка из Фейсбука и мой комментарий:



"У страха глаза велики" Или другое, но близкое, объяснение: необычное бросается в глаза. До того, как побывал в Стамбуле, по рассказам очевидцев считал, что там едва ли не большинство женщин в платках. А потом убедился, что платков там не много, зато местных девушек в коротких шортах. Но насчет количества мусульман в Европе я примерно так и предполагал, думал, даже, что во Франции их меньше (не бывал, увы). Поляки и венгры порадовали - расхождение почти на два порядка
Чтобы связать это как-то с "расоведением", скажу, что здесь, вероятно, действует схожий психологический механизм. Необычное притягивает внимание и его значение абсолютизируется. Находят какого-нибудь страшного папуаса с наиболее гротескными 9т.е. максимально отклоняющимися от среднего" чертами, фотографируют его и выдают за "типичного представителя". А с другой стороны - белокурый аполлоноподобный юноша - "типичный представитель" нордической расы (или даже европеоидной вообще, хотя "усредненный европеоид" будет довольно смуглым и темноволосым). А мы рассматривали подобные картинки в советских учебниках и на плакатах (учебных пособиях) 1970-1980-х гг.
Вот и старое фото девушки из села Шунга (совершенно нетипичная внешность для тех мест, подтверждаю) неявно преподносится как тип мерянки:


Не знаю, может у нее папа был калмык? Впрочем, даже если и не был...


Tags: антропология, восприятие, личное, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments