tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Призрачные миры Вильгельма Котарбинского

Иногда "второй план" характеризует эпоху и стиль куда красноречивее, чем первый. Творчество Котабринского - тупик академическо-символистской линии, декаданс во всей красе, после которого всякие супрематизмы вполне закномерны.
Оригинал взят у vakin в Призрачные миры Вильгельма Котарбинского
Художник Вильгельм Александрович Котарбинский более 30 лет прожил в Киеве, и не только в музеях города хранятся прекрасные коллекции работ этого мастера. Он был одним из «соборян», участвовавших в росписях Владимирского собора, оформлял роскошные особняки Ханенко и Терещенко… В конце XIX века Котарбинский был модным художником, новое время сломило его, и бурный ХХ век почти забыл славное имя. Почему же столь притягательны его работы в наши дни?



О творчестве художника, долгое время забытом, рассказывает Марьяна Ильинична Кружкова, научный сотрудник Киевского Музея русского искусства, в котором хранится значительная часть наследия художника:



— В нашем музее хранится уникальная коллекция В. Котарбинского — это его живописные и графические работы, а также панно, созданные для вестибюля дома Богдана Ханенко, — начинает рассказ Марьяна Ильинична, и мы сразу знакомимся с произведениями мастера.


Работы В. Котарбинского в Киевском Музее русского искусства


Панно В. Котарбинского «Женщина с голубями» и «Женщина с кувшином», созданные для особняка Богдана и Варвары Ханенко


Вильгельм Александрович Котарбинский. Сатир
XIX век, 70×122 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечернее безмолвие
1900-е. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Жертва Нила
135×250.5 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Утренняя песня
XIX век, 68×138 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Стрельба из лука
1895, 49×202 см. Акварель, Бумага


Вильгельм Александрович Котарбинский. Бой кентавров с лапифами
XIX век, 143×283 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. У жертвенника
XIX век, 139×94 см. Масло, Холст


Академист-символист

— В русском искусстве Котарбинский всегда находился на периферии: он «не вписывался» в историю искусства. Художник придерживался академизма, но не чистого стиля, основателем которого был Брюллов, наследующий классицизм, а академизма конца ХIХ века, соединяющего в себе также модерн и символизм. Расцвет творчества Котарбинского приходится на 1880-е годы, когда в России появляются совершенно новые направления: модерн «Мира искусства», а также (вспомним, что художник умер в 1921 году) авангард. Поэтому творчество Котарбинского долгое время вообще не привлекало внимания исследователей.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечер на террасе
XIX век


— В советское время академическое направление с его духом «красивости» считалось слащавым искусством.

Сейчас академизм трактуется как положительное явление — салонные художники были виртуозными мастерами и всегда нравились публике.

Они обращались к тем же темам, что и художники-демократы, только трактовка была иной.

Если возьмем тему Христа, то увидим, насколько иначе подошел к ней Котарбинский по сравнению с, например, передвижниками: экзальтация у одного и, скажем так, географическая и историческая конкретика - у других.


В. Котарбинский «Моление о чаше»,
Конец ХІХ — начало ХХв.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Воскрешение сына вдовы из Наина
1879, 149×222 см. Масло, Холст


— Виртуозное мастерство Котарбинского делало этого художника чрезвычайно популярным: его возвышенный стиль и отвлеченные от повседневности сюжеты обладали особым очарованием: работы радовали глаз.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Клеопатра
XIX век, 135×246 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Песнь невольниц
Песнь невольниц


…На одних работах Вильгельма Александровича видим яркие цвета, на других всё погружено в полумрак или изображено при лунном свете — это его элегические картины. Для академистов природа всегда служила ничего не означающей декорацией, у Котарбинского же, напротив, природа и человек составляют единую гармонию, соединяя внешнюю и духовную красоту.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечерняя тишина
XIX век, 66.5×140.5 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Девушки на террасе
1880-е , 138×79.5 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечер
XIX век, 69×138 см. Масло, Холст


— Котарбинский словно жил вне своего времени — в его искусстве ощущается предчувствие надвигающейся катастрофы.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Водяная нимфа
1900-е


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечерняя звезда
XIX век


— Революция 1905 года в России и Первая Мировая война привели к крушению великих империй в Европе — старый мир рухнул. Это время «Серебряного века» в России, и большинство художников приветствовали новый мир, что привело к взрыву абсолютной и невиданной свободы творчества. Очень короткий был этот взлет, всплеск свободы, когда появились авангардисты, футуристы… Но Котарбинский всего этого не принимал. Он считал, что происходящее ведет к мировой трагедии, которая поглотит тех же художников, как это впоследствии и произошло.

В 1890-е годы художник увлекается изображением фантастических сцен и мистических видений. В его картинах появляются ангелы, вампиры, духи природы и смерти. В серии его графических работ из собрания Сумского художественного музея, изображающие мертвецов и страшилищ, видим это предчувствие приближающегося бедствия.


В. Котарбинский «Темная звезда»


Вильгельм Александрович Котарбинский. Сон


Сепии и живописная работа В. Котарбинского из собрания Сумского художественного музея им. О. Х. Онацкого


Вильгельм Александрович Котарбинский
У могилы
XIX век, 30.8×66.4 см. Сепия, Бумага. Собрания Сумского художественного музея им. О. Х. Онацкого


Вильгельм Александрович Котарбинский. Смерч. Ангел с поднятым мечем


Вильгельм Александрович Котарбинский. К звездам. Поцелуй ангела


Вильгельм Александрович Котарбинский
Могила самоубийцы
1901, 197×131 см. Масло, Холст


Все дороги ведут в Рим

Вильгельм Котарбинский родился в дворянской семье 30 ноября 1849 года — семья жила в местечке под Варшавой. О своих юношеских мечтах художник рассказывал так:

«Мне было девятнадцать лет, когда я влюбился в свою кузину и захотел быть художником. И то и другое отец не одобрял: жениться на кузине не разрешала римско-католическая церковь, а быть художником, писать вывески, красить полы и заборы — было, по мнению моего отца, „не шляхетское дело“. Убедить его не было никакой возможности».

Несмотря на неудовольствие отца, Вильгельм решил стать художником. Проучившись четыре года в рисовальных классах Варшавского товарищества изобразительного искусства и получив от них небольшую стипендию и финансовую помощь дяди, в 1871 году он отправился в Рим. Оказавшись в столице Италии, паренек был вне себя от счастья и тут же отправился гулять. Опьяненный красотой древних памятников, он так увлекся, делая зарисовки, что не мог вспомнить гостиницу, в которой остановился. Он провел ночь под открытым небом.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Римская красавица. (Красавица с голубями)
XIX век. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Мечтания
XIX век, 46×35.9 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Знатные венецианцы у гондолы


Пока Котарбинский получал стипендию, он три года учился в Академии Святого Луки. Участвовал в конкурсе на звание лучшего рисовальщика Рима, который каждый год устраивала Академия, и получил первую премию.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Очарованный сад
1882, 47.5×81.4 см. Акварель, Карандаш, Чернила, Бумага


Вильгельм Александрович Котарбинский. Рабы
XIX век, 31.8×66.4 см. Сепия, Бумага


Котарбинский жил в маленькой комнатушке, служившей ему мастерской. Стул, стол и поломанный манекен составляли нехитрый интерьер, а ложе он устраивал из перевернутого стола, привязывая к его ножкам простынь. Постоянное недоедание привели юношу к тому, что он заболел тифом, а спасли его русские художники братья Александр и Павел Сведомские, жившие в Риме. Они пригласили художника разделить с ними свою мастерскую, а потом помогли снять собственную.

Как-то раз, гуляя по Риму, Котарбинский наткнулся на художественную лавку, где за очень солидные деньги продавались его работы туристам — а ведь владелец салона покупал его произведения за копейки! При следующей встрече с обманщиком-дилером, Котарбинский спустил его с лестницы и стал лично приглашать клиентов в свою мастерскую. Со временем о нем узнали не только в Европе, но и в России. Художественный критик Стасов очень ценил дружбу с Котарбинским и рекомендовал многим художникам, выезжавшим в Италию, искать с ним знакомства.


Вильгельм Александрович Котарбинский. На террасе


Вильгельм Александрович Котарбинский. Девушка с голубями


Росписи во Владимирском соборе в Киеве

После десяти лет, проведенных в Италии, Котарбинский приехал в Киев работать над росписями Владимирского собора. Пригласил его Адриан Викторович Прахов по рекомендации Сведомских, также участвующих в этом проекте. Прахов — археолог, искусствовед, профессор Киевского университета, руководивший работами, — не относился серьезно к живописи Котарбинского, однако, случайно увидев его графику, сказал: «Это как раз то, что останется от него в истории».


Вильгельм Александрович Котарбинский. Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
1890-е. Фреска


Вильгельм Александрович Котарбинский. Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в КиевеНадо многими сюжетами три художника работали вместе: они выполнили 18 фресок и 84 фигуры святых. За созданные здесь росписи Котарбинский был награжден орденом Станислава II степени, а спустя еще несколько лет Петербургская Академия художеств удостоила художника звания академика.


Котарбинский и братья Сведомские «Сотворение мира. Шестой день творения». Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
1890-е. Фреска


Вильгельм Александрович Котарбинский. Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
1890-е. Фреска


Вильгельм Александрович Котарбинский. Серафимы. Росписи малого купола Владимирского собора в Киеве
1890-е. Фреска


Вильгельм Александрович Котарбинский. Бог-Творец. Эскиз-вариант к циклу росписей "Дни творений" во Владимирском соборе в Киеве
XIX век, 137×70 см. Акварель, Бумага


В воспоминаниях Васнецова и Нестерова, работавших над росписями во Владимирском соборе вместе с Котарбинским, польский художник предстает остроумным и обаятельным человеком
Виктор Михайлович Васнецов. Царевна-НесмеянаВиктор Васнецов называл Котарбинского «польский круль» или «Катарр».

Много лет спустя он сделал одного из персонажей своей картины «Царевна Несмеяна» удивительно похожим на Котарбинского. Показывая на фигуру в красном камзоле на полотне, Васнецов говорил:

«Это я нашего Катарра припомнил, как он важно, точно „круль польский“, усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну ещё не пришла, а он уже воображает себя победителем, как пан Заглоба у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катарр, когда разойдётся и о разделе Польши заговорит».


В. Васнецов «Царевна Несмеяна», 1926 год


«Соборяне» в гостях у Праховых. Сидят слева направо В. Котарбинский, П. Сведомский, А. Прахов и Эмилия Львовна Прахова

Нестеров, Васнецов, Сведомские, Врубель и Котарбинский, работая над фресками, сблизились с семьей Прахова и частенько собирались в его доме. За обеденным столом Котарбинский рисовал без конца, впрочем, как и все приходившие художники. Обсуждая планы, они рисовали прямо на скатерти. Тогда супруга профессора, Эмилия Львовна Прахова, начала оставлять возле каждого прибора чистые листы бумаги. Кто-то из гостей, почувствовав неловкость, перестал делать зарисовки. Котарбинский смущен не был и продолжал рисовать.












Рисунок В. Котарбинского

«Русский человек так мечтать на заказ не сможет. Русский ум точен, польский — раскидист. Русское воображение нуждается в реальной подкладке, польское — витает в облаках. Русский артист может быть идеалистом, но фантастическим живописцем, каких у поляков немало, не сделается никогда. Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский — мечтает, мечтает всегда, без устали, в то время, когда работает, и тогда, когда отдыхает» — Владимир Дедлов.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Нежность волны
XIX век, 126×63.5 см. Масло, Холст


В. Котарбинский многие годы прожил в двухкомнатном номере гостиницы «Прага» в центре Киева. Одна комната служила спальней, другая — мастерской.


Мастерская художника в гостинице «Прага», Киев


Гостиница "Прага" на ул. Владимирская 36. Фото 1910-х годов (высокое здание на левой стороне)


Вид с террасы летнего ресторана "Отель Прага"

Коллекционеры

Параллельно с религиозной монументальной живописью Котарбинский занимался украшением киевских особняков, что позволило ему раскрыть еще одну грань своего дарования. Прахов познакомил художников-«соборян» с богатыми киевлянами, которые делают им заказы.

Чрезвычайной популярностью пользовались Сведомский и Котарбинский. Вильгельм Александрович писал картины на мифологические, исторические и религиозные темы.

Киевские меценаты Терещенко и Ханенко заказывали ему работы, также они пригласили заняться декором их домов. Для особняка Богдана и Варвары Ханенко Котарбинский создал парные работы «Женщина с голубями» и «Женщина с кувшином», живописный фриз и 12 великолепных панно в т. н. «Красной гостиной». В 1890-е годы Котарбинский работал над росписью плафона в доме мецената и промышленника Николы Терещенко (теперь это здание — Национальный музей Тараса Шевченко).


Красная гостиница в особняке Богдана и Варвары Ханенко. Росписи плафона и фриз были сделаны В. Котарбинским


Красная гостина особняка Богдана и Варвары Ханенко — сейчас Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Фото: agritura.livejournal.com

Парные работы для дома Б.Ханенко (собрание Музея Русского искусства в Киеве)


В. Котарбинский "Женщина с голубями"


В. Котарбинский "Женщина с кувшином"

Работы Котарбинского желали заполучить для своих собраний московские коллекционеры Козьма Солдатенков и Павел Третьяков, а работу «Римская оргия» приобрел Русский музей Императора Александра III


Один из вариантов «Римской оргии» В. Котарбинского, холст, масло, 165,5×220 см., частное собрание

Третьяков хотел приобрести в свою коллекцию работу «Лепта вдовы», которая экспонировалась на выставке Академии искусств в 1898 году, и попросил автора переделать подпись с латинских букв на кириллицу. Котарбинский отказался: «Я всегда так подписываюсь, и ради денег переделывать свою подпись не буду. Вы покупаете мою картину, а не мой автограф». Эта работа настолько понравилась жене Павла Михайловича, что она лично для себя приобрела эскиз этой работы она весьма сожалела о том, что работа не попадет в их галерею. После ее смерти, согласно завещанию, картина все-таки попала в Третьяковскую галерею.


В. Котарбинский «Лепта вдовы», доска, масло, 23,8×40 см., Третьяковская Галерея

Последние годы жизни

Марьяна Ильинична Кружкова завершает свой рассказ о художнике: «Последние годы в Киеве жизнь художника складывалась трагически. Он остался один, был болен психически. Он не выдержал всего, что происходило вокруг — это видно по его работам. После революции пришел голод, никто не покупал работы художника, в гостинице к нему постоянно приходили из ЧК с обысками, забирали какие-то работы, то арестовывали, то угрожали арестовать… Для Котарбинского все происходящее было чудовищным и неприемлемым, он жил в своем мире, в своем искусстве и вдруг эти „Швондеры“… Кто-то мог убежать, уехать за границу, он же оказался совершенно беспомощным. Его спасла Эмилия Прахова, забрав к себе в 1919 году».


Вильгельм Александрович Котарбинский. Туман-утешитель
XIX век, 101×199 см. Масло, Холст


— Одной из последних его работ художника был портрет Эмили Львовны Праховой. Она привлекала художников, я думаю, не только своей женственностью, но и эрудированностью. Роль хозяйки дома была очень велика — она должна была стать центром притяжения. Можете себе представить, — удержать таких людей, как Врубель, Васнецов, Нестеров?


В. Котарбинский «Портрет Э. Л. Праховой», собрание И. Понамарчука

Художник скончался в доме Праховой 4 сентября 1921 года. Он похоронен на Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища.


Фото Михаила Кальницкого

Работы В. Котарбинского, рассказывающие о былой красоте античности, хранятся в частных собраниях Украины, России и Европы


Вильгельм Александрович Котарбинский. Туман Нила
1880-е , 80×136 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Египтянка
1900-е годы


Вильгельм Александрович Котарбинский. Девушка среди мальв (Фея цветов; Роса)


Вильгельм Александрович Котарбинский. Восточная красавица с цветами
XIX век, 46.5×36 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Серенада под луной
XIX век, 107×254 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Две красавицы
XIX век, 68×46 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Вечерняя тишина
XIX век, 66×140 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Фаворитка гарема со своей служанкой
XIX век, 54.8×110.2 см. Масло, Холст


Вильгельм Александрович Котарбинский. Медуза
XX век, 211×112.5 см. Масло, Холст


Искусство прерафаэлитов и символистов испытывает необыкновенный всплеск интереса во всем мире. Загадки Врубеля продолжают волновать нашу публику. Образы, созданные Котарбинским, также обладают необыкновенной, глубокой эстетикой, и, думается, достойны гораздо большего внимания мировой аудитории

В публикации использованы монография М. Дроботюк «Вильгельм Александрович Котарбинский (1849−1921)» и публикации журнала «Антиквар».

Автор Ирина Олих
Источник - Артхив

И также можно смотреть мой пост о Вильгельма Котарбинского



Tags: 19 век, 20 век, китч, салонный академизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments