tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Одобрил бы Рубенс?

Увидел у Варламова рассуждения о фотосессии, которую устроили полные молодые женщины из Красноярска, так сказать, в бодипозитивистских целях. Я не собираюсь здесь размышлять о бодипозитиве, отмечу лишь вот какой момент. Защитники женской полноты часто говорят, что идеалы меняются и в прошлых эпохах ценились как раз пышнотелые женщины. Как правило, в этой связи поминается имя Рубенса, и для этого есть основания - анорексичек на его картинах мы не найдем. Да, Рубенс любил полных женщин, но каких именно?

DSC_3458.jpg
Женщины Рубенса пропорционально сложены и хорошо развиты физически. Мы почти не увидим ни больших животов, ни дряблых ног с тонкими икрами. Под слоем жировой ткани (порой довольно внушительным) - крепкие мышцы. При этом, девушки Рубенса не мужеподобны как иные тяжелоатлетки, их движения грациозны. И еще - все они молоды. Иногда - очень молоды. Андромеде едва ли больше двадцати лет: у нее нежная и гладкая кожа, маленькая упругая грудь.

35mythol.jpg
Здесь Андромеда выглядит еще более юной.

Иногда рубенсовские женщины чуть старше:

c48575ff24596393bea6c3a78ccc46ca.jpg

У женщин с картин, созданных в последнее десятилетие жизни художника целлюлит (то, что под этим обычно понимают) заметнее, но и их нельзя назвать дряблыми. Целлюлит вообще слабо связан с возрастом, телосложением и физической активностью. Более того, он и проблемой-то стал считаться только в последние десятилетия. Рубенс такой ерундой не заморачивался, к тому же появление этого косметического дефекта можно связать скорее с изменением манеры письма, чем с изменением вкусов автора.
Известно, что художник восхищался древнегреческими атлетами и презирал обжор и лентяев. Иногда на его картинах мы находим действительно толстых женщин, но какие это женщины!

a05d63b715b1.jpg

a297b794ac569ef605b7b6dfdd0b9a71.jpg
Либо грешницы, либо вообще нелюди-сатирессы, опять же, олицетворяющие грех. Их он уж точно не считал красивыми. Другое дело, что Рубенс, как и другие живописцы эпохи барокко стремился увидеть красоту даже в безобразном.
Кроме Рубенса защитники "альтернативной красоты" могут вспомнить еще много чего. Например палеолитических "венер", или мавританских невест. которых откармливают как на убой.
Но "венеры" - пример искусства условного, основанного на воздействии "сверхстимула", и не факт, что если бы они ожили, вызвали бы восхищение мужчин того времени. Аналогичный пример - нам могут нравится лица "анимешных" девушек, но представьте, что мы встретили бы реального человека с таким лицом: глаза с яблоко, а ротик с вишенку.
А что касается мавританских невест, тут два момента. Во-первых, скажем, если восьмидесятикилограммовая кому-то нравится, то не факт, что будет нравится и стакилограммовая. И во-вторых, все эти девушки очень юные, а юным прощается многое (привет старику Рубенсу, женившемуся на шестнадцатилетней девочке в 53).


Tags: 17 век, барокко, живопись, половой вопрос, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments