tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О разном понимании реализма

В связи с рассуждениями mmekourdukova(-ой) о «средневековом» и «академическом» искусстве вспомнилась прочитанная когда-то давно «Малая история византийской эстетики» В.В. Бычкова. Бычков замечает, что в 12-м веке, в «период постоянных «ренессансов» и «классицизмов»» «образованный византиец мог себе позволить увлечься реалистическими тенденциями в живописи». Далее он приводит слова автора 12 века Николая Месарита.<Месарит описывает сцену проповеди Симона сарацинам:
«Сарацинов и персов видишь ты вокруг Симона, одетых в персидские одежды с сильно растрепанными бородами, с приподнятыми бровями, с взъерошенными волосами на головах и свирепо глядящими на него; в разноцветных уборах, украшающих их головы — небесноголубых, багряных и белых. Они по-видимому, [бурно] оспаривают учение апостола; ибо каждый из них отталкивает, как можно видеть, соседа и стремится занять место напротив Симона, чтобы опровергнуть его взгляды»
А вот описание бури на Генисаретском озере:
«Смотри на это ревущее море, смотри на волны, как одни из них громоздятся как горы и несутся в открытом море, другие же скользят, накатываясь на берег,... [Смотри], как темен воздух над морем, как он полон тумана и пыли, как все покрыто облаками, как безжалостно швыряют корабль туда и сюда бесконечные удары волн, ибо эвклидон, или арктический борей, обрушился на него. Наблюдай за людьми на корабле, как они снуют взад и вперед, как каждый из них советует другому, как можно скорее схватить ближайшую к нему снасть, чтобы корабль не выбросило на скалы и находящиеся на нем люди не погибли»


Франсуа Буше. Хождение по водам.

Бычков недоумевает:

При чтении такого описания перед нашим внутренним взором невольно возникает яркое изображение, но отнюдь не византийского типа. Мы видим картину, написанную в лучших традициях ренессансного искусства и даже не итальянского, а скорее северного (немецкого или нидерландского) типа. В православном регионе нечто близкое мы наблюдаем лишь в русских росписях храмов XVII века. От византийской живописи ни VI, ни последующих веков не сохранилось ничего подобного.

Ничего подобного не сохранилось, но описание тем не менее существует.
Радикальные критики хронологии скажут, что труд Месарита был написан позднее и он описывает произведения Ренгессанса или более поздней эпохи.



Фреска базилики Сан Пьетро а Градо. Пиза, ок. 1300

Не стану спорить. Но есть еще одна возможность. Примитивные с точки зрения «академической» традиции произведения византийской живописи казались современнику верхом реализма. Просто потому, что других он не видел. Нам, с младенчества видевшим множество реалистических изображений (картины, фотографии, кино) сложно представить восприятие человека, такой возможности лишенного.
Позиция Бычкова довольно странная. Он вопрошает:
Чем же объяснить странное и настойчивое желание византийского автора видеть в культовой живописи то, чего там вроде бы не было? Только ли это обычный риторический прием и ностальгия по легендарному античному искусству?

Дескать, византийский автор описывает не реальные произведения своего времени, а некий идеал, вдохновляясь при этом легендарной античностью. Но то, что Месарит мог знать произведения античной живописи – не факт, мягко говоря. Бычков смотрит на проблему глазами современного человека. Ему трудно представить, что византийская живопись, с ее «условностью», «плоскостностью» и «символизмом» может кому-то казаться гиперреалистичной.
Но, повторюсь, в отсутствие альтернативы (по настоящему реалистичной живописи) вполне могла.
В.В. Бычков. Малая история византийской эстетики
Tags: датировка, диалог культур, живопись, зрительное восприятие, иконы, искусство, исторические мифы, история, примитив, реализм, ренессанс, средневековье, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments