tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Иван Никтинин -1. Подписные работы.

Я уже писал про то, как обстоит дело с русским искусством начала 18 века на примере И. Вишнякова. Рассмотрим еще одного известного художника этого времени - старшего современника Вишнякова Ивана Никитина.
Думаю, этот пост – только начало, потом я про него напишу подробнее.
Никитин, кстати, не фамилия, а отчество. Год рождения точно неизвестен, называются даты от 1680-го до начала 1690-х. Год смерти – тоже. Часто можно встретить утверждение, что художник умер в 1742 г., возвращаясь из тобольской ссылки, но документальных подтверждений этому не имеется.
Никитину приписывается более 20 картин, в основном портретов. Но подпись имеют только немногие из них. Собственно, вот они:


Портрет царевны Прасковьи Иоанновны.
Надпись на портрете:
Ivan N: 1714 28 Septemb




Портрет казака в красном.
Местонахождение в настоящий момент неизвестно/
Надпись:
Jean N: A˚ 1715
Эти работы созданы еще до обучения Никитина за границей.
Только одна картина Ивана Никитина подписана по русски:


Портрет С.Г. Строганова.
Надпись: Малевал Jван Никитiн в Санкт Питер Бурхҍ в Мартҍ мцҍ 1726 Году.
Между двумя первыми портретами и третьим – более 10 лет, но по уровню мастерства портрет Cтроганова не намного выше, нежели портрет Прасковьи Иоанновны.
Имеются еще портреты, надпись на которых толкуется, как свидетельство авторства Никитина.
Это портреты Петра I и Екатерины I, находящиеся в галере Уффици:




Надпись на портрете Петра:
GIOV. MOSCOVIT IN FIRENZE A˚ DOM 1717 LUGLⁱ⁰ 23

Впрочем, сейчас большинство исследователей не считают эти портреты работой Никитина и толкуют надпись в том духе, что написали их некие «молодые московиты во Флоренции». Впрочем, исследование выявило характерные для Никитина диагональные мазки на лице Петра, но это не считается решающим аргументом в пользу авторства.
Возможно, причина такого скепсиса – невысокий художественный уровень картин.
Зато такие высокохудожественные портреты, как


«Портрет канцлера Головкина»
или знаменитый


«Портрет напольного гетмана»

упорно приписываются Никитину, хотя надписей и документальных подтверждений тому нет, да и техника всего лишь «не противоречит» технике Никитина.
От Строганова до «напольного гетмана» могло пройти максимум лет шесть. Но по уровню мастерства «гетман» гораздо выше. Странно – качество работ Никитина мало выросло за 12 лет, прошедших между созднанием портретов Прасковьи Иоанновны и С.Г. Строганова, но затем поднялось на такую высоту, какая не была достигнута русскими портретистами еще лет 40 (вплоть до Рокотова и Левицкого). Парадокс, однако.
Имеется, кстати еще одно произведение, надпись на котором свидетельствует об авторстве Ивана Никитина – Родословнопе древо Государей российских, написанное в 1731 г. Впрочем, его некоторые исследователи также считают работой другого мастера по причине невысокого художественного уровня. Другие искусствоведы полагают, что Никитин сознательно вернулся к архаичной стилистике.


http://www.history-illustrated.ru/illustrations/2441.jpg
Надпись: Сie древо родословное Влкiх Гдрей р. Писано в 1731 году а писалъ Никитинъ Iван.

Продолжение следует.
Tags: 18 век, Россия, атрибуция, барокко, датировка, живопись, искусство, примитив, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments