И первый в этом ряду - Джон Рёскин (1819-1900), занявший видное место в истории искусства, но все же как теоретик, а не как практик. Некоторые его рисунки хорошо известны, но информации о Рёскине-художнике немного.
Уже подростковые рисунки Рёскина свидетельствуют о его незаурядном таланте. Тщательная прорисовка деталей заставляет вспомнить работы некоторых аутистов. (Я далек от того, чтобы ставить диагноз по рисункам, порой это приводит к комичным результатам, но не могу не отметить, что странности Рёскина общеизвестны). Скрупулезность исполнения будет характерна для его работ, созданных на всем протяжении жизни.
Рёскин был не только хорошим рисовальщиком, но и тонким колористом, еще в молодости он испытал влияние Тёрнера, это влияние чувствуется и в поздних его работах.
Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».
Деревья и пруд, ок. 1831-1832
Отель де Виль, Брюссель. С Сэмюэля Проуста, 1883
Дома и шпиль собора в Ульме, 1835
Рослинская капелла, 1838
Рослинская капелла, 1838
Амбуаз, 1841.
Вот оно - влияние Тёрнера!
Мер-де-Глас (Ледник в Альпах), 1843-1844
Деревья и скалы, 1845
Деревья у дороги, 1847
Деревья и папоротники в лесу у Кроссмаунт, 1847
Крайст-Чёрч, 1848
Побережье около Данбара, 1848
Св. Спаситель, Кан, 1848
Зарисовка гнейсовых пород, 1853
1857
Вид из окна на Морнекс, 1862-1863
Rochers de Lanfon, 1863
Ц. Св. Вульфрана в Аббевилле, 1868
Аббевилль, 1868
Сена и острова на ней, 1880
Сискейл, 1889
Дубовая ветка зимой, 1860
Мертвый фазан, 1867
Зимородок, 1970-1871
Вельветовый краб, 1870-1871
1871
Зарисовка миртовой ветки, 1877
Рисунок засохшей ветки дуба, ок. 1879
1870-е
Автопортрет, 1875
Портрет Розы Ла Туш, 1861
Портрет Розы Ла Туш, 1862
Голова мальчика. С картины Веронезе "Мадонна семейства Куччина", 1859