tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Пьета (наконец-то с картинками)





Микеланджело. Пьета. 1499.

Композиция "Оплакивание Христа", когда мертвый Иисус лежит на коленях у Богоматери была очень распространена в западноевропейском искусстве. Скульптуры на этот сюжет чаще всего делали за Альпами, в Италии же довольствовались живописью.
Очень часто при этом композиция выглядит комично: попробуйте разместить фигуру взрослого мужчины на хрупких женских коленях. Либо тело Христа получаеется слишком длинным, либо приходится его уменьшать, и тогда на коленях у Марии оказывается какой-то уродливый недомерок.
Микеланджело создает скульптурную Пьету, как это было в заальпийской традиции. Христос при этом значительно меньше ростом, чем Богоматерь, но это не бросается в глаза. Вся композиция вписана в почти идеальный равносторонний треугольник, при этом ни одна часть тела Христа почти не выступает за контуры фигуры Марии*. Христос - юный и тщедушный, Богоматерь - большая и мощная. Но все же - он мужчина, а она женщина. Вся композиция - как будто иллюстрация к диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей. Мужское-женское, слабое-сильное, мертвое-живое противостоят друг другу, и при этом сливаются в единое целое.
Естественно, микеланджело стали подражать.
сложно сказать, видел ли Пьету Джованни Беллини, когда писал свою картину на тот же сюжет. В композиции много общего, но все же Пьета Беллини выглядит слишком приземистой и неуклюжей в сравнении с произведением Микеланджело.
В 1507 г., восемь лет спустя после Микеланджело Рафаэль пишет "Снятие с креста". На тот момент ем было столько же лет, сколько Буонарроти, когда тот работал над "оплакиванием" - 24. Рискну предположить (хотя, возможно, это и не новость), что вдохновлялся он шедевром Микеланджело, хотя и творчески переработал композицию: фигуры Христа почти идентичны. Положение рук и ног, изгиб торса, голова, склоненная на правое плечо (в сторону зрителя).
Несколько десятилетий спустя последний из "титанов" - Тициан почти повторяет композицию скульптуры Микеланджело в своей картине с тем же сюжетом. Ренессанс уже на исходе, а сам мастер очень стар, и здесь уже нет прежней гармонии, зато много динамики и драматизма. Богоматерь с телом Христа - зеркальное отражение группы Микеланджело, и увидена эта группа не фронтально (как это было в эпоху Высокого Возрождения), а несколько сбоку, что придает дополнительную динамику. Ренессанс заканчивался, начиналась эпоха барокко.

 

*Есть соблазн увидеть в этом "обратную перспективу". Вот только Микеланджело, как и все его значительные современники, знал только одну перспективу - прямую, а "обратную" придумали только 400 лет спустя. Так что, я думаю, не стоит смешивать чисто композиционные задачи с пространственными построениями (да еще в извращенной форме)



 




Козимо Тура. Ок. 1460







Рафаэль. Ок. 1500







Джованни Беллини. Ок. 1500







Рафаэль. Снятие с креста. 1507







Бронзино. 1542-1545.






Тициан. Ок. 1570.
Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments