Озарение из разговоров в дружественном подзамке -
а ведь вот эти Спасы, которых на рубеже прошлого и позапрошлого веков тысячами штамповали кустари Империи,

- это ведь стилистически не что иное как- по европейским меркам - 16-17 в.
Т.е. это честный, естественный, без натуги, без за уши притягивания, переход ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ, всех, даже низовых, профессионалов - от средневековых принципов изобразительности к академическим.
Не отдельных гениев. Не отдельных избранников, взятых в особую теплицу на сладкие корма и экслюзивную дрессировку. А наконец-то всей культуры и естественным путем.
Когда даже самый бееедненький маляр-исполнитель, конвейером повторяющий одни и те же стереотипные приемы построения формы и пространства, по собственному разумению начинает подталкивать эти приёмы в сторону академизма. Начинает "так видеть". Самостоятельно соображать, как эти приёмы работают. Как, каким манером они создают иллюзию формы, и как их улучшать, чтобы иллюзия была полнее, а форма - точнее (ну и если у него ещё-что-то есть за душой, то тогда и - это уж сверхзадача - чтоб форма вот это невидимое выражала).
Сначала, конечно, где-то так -

- а после зато даже и вот так:

Это, конечно, относится к тем, кто "обслуживал" магистральную линию развития христианского искусства.
А кто обслуживал коллекционеров и любителей старинки, те, конечно, даже и в то время продолжали писать примерно так:

(И Sotheby's и Кристис апосля такое охотно сбывали за настоящий 16 век.
Благодаря консультантам из наших "бывших".
Понимавших толк в истинном православии, которое (ясно же!) должно быть средневековым.)
а ведь вот эти Спасы, которых на рубеже прошлого и позапрошлого веков тысячами штамповали кустари Империи,
- это ведь стилистически не что иное как- по европейским меркам - 16-17 в.
Т.е. это честный, естественный, без натуги, без за уши притягивания, переход ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ, всех, даже низовых, профессионалов - от средневековых принципов изобразительности к академическим.
Не отдельных гениев. Не отдельных избранников, взятых в особую теплицу на сладкие корма и экслюзивную дрессировку. А наконец-то всей культуры и естественным путем.
Когда даже самый бееедненький маляр-исполнитель, конвейером повторяющий одни и те же стереотипные приемы построения формы и пространства, по собственному разумению начинает подталкивать эти приёмы в сторону академизма. Начинает "так видеть". Самостоятельно соображать, как эти приёмы работают. Как, каким манером они создают иллюзию формы, и как их улучшать, чтобы иллюзия была полнее, а форма - точнее (ну и если у него ещё-что-то есть за душой, то тогда и - это уж сверхзадача - чтоб форма вот это невидимое выражала).
Сначала, конечно, где-то так -
- а после зато даже и вот так:

Это, конечно, относится к тем, кто "обслуживал" магистральную линию развития христианского искусства.
А кто обслуживал коллекционеров и любителей старинки, те, конечно, даже и в то время продолжали писать примерно так:
(И Sotheby's и Кристис апосля такое охотно сбывали за настоящий 16 век.
Благодаря консультантам из наших "бывших".
Понимавших толк в истинном православии, которое (ясно же!) должно быть средневековым.)