tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Бытовой вариант карго-культа

Читаю сейчас «Стамбул: город воспоминаний» Орхана Памука.
Вот как он описывает быт турецкого среднего класса в 50-е гг. прошлого века:
Когда я был еще маленьким и путешествовал по этажам нашего дома на руках у мамы, на каждом из этих этажей было по фортепиано, а то и по два. На первом этаже жил один из моих дядей, который остался в моей памяти вечно читающим газету. Женившись позже всех своих братьев, он и поселился ниже всех вместе со своей супругой и ее фортепиано, проведшей следующие полвека, сидя у окна и созерцая проходящих по улице людей. Никто никогда не играл ни на этом фортепиано, ни на других, и они вызывали у меня печаль и тоску.
Не только молчащие фортепиано, но и всегда запертые буфеты, за стеклами которых были выставлены серебряные сервизы, китайский фарфор, чашечки, сахарницы, табакерки, хрустальные фужеры, флаконы для розовой воды, тарелки, кадильницы и спрятанная когда-то среди них маленькая игрушечная машинка; никогда не использующиеся подставки для книг, инкрустированные перламутром, и пустые полочки для кавуков, висящие на стенах; ничего не загораживающие ширмы с рисунками, копирующими стиль модерн или японскую живопись; книжный шкаф моего дяди-врача, заставленный облаченными во внушительные переплеты пыльными книгами по медицине, стеклянные дверцы которого ни разу не открывались с тех пор, как дядя эмигрировал в Америку, — все эти предметы обстановки, заполнявшие гостиные на каждом этаже, были, как мне чудилось, расставлены здесь не для того, чтобы жить среди них, а для того, чтобы среди них умирать.
Конечно, причиной превращения жилых комнат из места, предназначенного для уютной и спокойной жизни, в подобие музея, ожидающего неких гипотетических посетителей, которые могут явиться когда угодно, было стремление обитателей дома «жить, как на Западе». …Поскольку люди не очень-то понимали, зачем еще, кроме избавления от предписаний религии, нужна европеизация, они почти не пользовались своими гостиными, превращая их в печальный и порой поэтичный символ богатства и жизни на западный манер.


Думается, здесь мы сталкиваемся с этаким бытовым вариантом карго-культа. Фортепиано должно быть, пусть на нем никто и не играет. Как будто, наличие этого инструмента в квартире превращает его владельца в настоящего европейца. Только в отличие от тихоокеанских аборигенов, строивших «самолеты» и «диспетчерские вышки» образованные турки отлично понимали и для чего нужно фортепиано, и принцип его работы и даже умели на нем играть, как мать Памука. Но все равно, убранство гостиной предназначалось для того, чтобы производить впечатление «европейскости», а не для использования по непосредственному назначению. А по сути дела это все означало как раз противоположное – турки среднего класса лишь играли в европейцев, но в действительности ими не были.
Мне почему-то вспоминаются в этой связи некоторые советские квартиры эпохи застоя, знакомые с детства.
При этом, похоже, Стамбул в середине прошлого века сохранял еще много архаических черт. Скажем, все родственики Орхана Памука жили в одном пятиэтажном доме, хотя и в разных квартирах.
Tags: 20 век, Турция, культура, литература, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments