tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Саломея-1

В Новом Завете Саломея не названа по имени, у Матфея, от которого мы узнаем историю об усекновении главы Иоанна Крестителя, она фигурирует просто как "дочь Иродиады". Ее имя называет Иосиф Флавий. Историчность Саломеи подтверждается монетами, на которых с одной стороны изображена она, а на другой - ее муж Аристобул Халкидский.

Salome_coin.jpg
Впрочем, изображение на монете едва ли можно считать достоверным портретом.
В русской Википедии говорится, что Саломея родилась около 5, либо около 14 г. н.э., таким образом, в момент казни Иоанна ей могло быть и 15-16 лет и под тридцать, поскольку год казни также точно неизвестен. (В статьях на других языках, из тех, что я видел, обычно называется 14 год). И в искусстве дочь Иродиады предстает перед нами то как девочка-подросток, то как зрелая молодая женщина.

Вплоть до эпохи высокого Возрождения Саломея почти не изображалась сама по себе - обычно как участница пира в доме Ирода.

1.JPG
Андреа Пизано. Саломея танцует на пиру Ирода, ок. 1330-1336. Южные ворота флорентийского баптистерия

FirenzeBattisteroPortaSudSalome&Erodiade.jpg
Андреа Пизано. Саломея вручает голову Иоанна Крестителя Иродиаде, ок. 1330-1336

Giovanni_del_Biondo_001.jpg
Джованни дель Бьондо, 3-я четверть 14 в.
Юный возраст Саломеи подчеркнут ее маленьким ростом

876px-Spinello_Aretino_(Spinello_di_Luca_Spinelli)_-_Salome_-_Google_Art_Project.jpg
Спинелло Аретино, ок. 1387-1391. Фрагмент фрески

manetti6.jpg
Перерисовка фрески Спинелло Аретино Томасом Патчем, 1771

Еще одна работа Спинелло Аретино, на этот раз алтарный образ, а не фреска:

Spinello_Aretino_0031385.jpg
Спинелло Аретино, ок. 1385

Lorenzo_monaco,_predella_con_banchetto_di_erode,_crocifiss._e_storie_di_s._jacopo,_1387-1388,_da_cappella_nobili_di_s._m._degli_angeli_a_firenze_2.JPG
Лоренцо Монако, ок. 1387-1388

Baptismal_font_of_the_Siena_Baptistry_la-test_battista_presenta.jpg
Донателло, 1427

Masolino_-_Banquet_of_Herod_-_1435WGA14245.jpg
Мазолино, 1435

Giovanni_di_Paolo_-_Salome_Asking_Herod_for_the_Head_of_Saint_John_the_Baptist_-_Google_Art_Project.jpg
Джованни ди Паоло, ок. 1455-1460

Gozzoli,_Benozzo_-_The_Dance_of_Salome_-_1461-62.jpg
Беноццо Гоццоли, 1461-1462
Саломея часто изображалась на одной картине дважды, или даже трижды: танцующая на пиру, получающая голову Иоанна Крестителя от палача и вручающая ее Иродиаде и/или Ироду Антипе.
На севере - то же самое:
Rogier_van_der_weyden,_altare_di_san_giovanni,_1455_ca._04.JPG
Рогир ван дер Вейден, ок. 1455
Здесь момент усекновения главы и передачи ее Саломее вынесен на первый план. Тот же прием у Ханса Мемлинга:

Memling,_polittico_di_san_giovanni_02.jpg
Ханс Мемлинг, между 1474 и 1479

Переносимся на Пиренейский полуостров:

4.jpg
Педро Гарсия де Бенабарре и его мастерская, ок. 1470

Valladolid_iglesia_Salvador_retablo_San_Juan-Bautista_Salome_ni.jpg
Ретабло ц. Спасителя в Вальядолиде, кон. 15-нач. 16 в.

Herodias_Juan_de_Flandes.jpg
Хуан де Фландес, 1496
Здесь действующих лиц совсем немного, а Иродиада очень похожа на Изабеллу Кастильскую.

Fra_Filippo_Lippi_-_Herod's_Banquet_-_WGA132861452-65.jpg
Фра Филиппо Липпи, ок. 1452-1465
(Склоняюсь к более поздней датировке)

Здесь Саломея изображена трижды. Оно очень юная и очаровательная в своей невинности. (Ну а что такого, захотела любимая мама голову какого-то бродяги, как ей не угодить?)

Fra_Filippo_Lippi_-_Herod's_Banquet_(detail)_-_WGA13288.jpg

Lippi,_banchetto_di_erode_dettaglio_01.jpg

Cappella_Tornabuoni,_Herod's_Banquet_01.jpg
Гирландайо, между 1486 и 1490

Гирландайо уже не дробит сюжет: Саломея еще не закончила танец, а ей уже подносят голову на блюде.

1486-90.jpg

Sandro_Botticelli_-_Salome_with_the_Head_of_St_John_the_Baptist_- ок 1488.jpg
Сандро Боттичелли, ок. 1488. Пределла Пала ди Сан Барнаба
Иногда голова Иоанна Крестителя такая большая, будто это Голиаф, а не Иоанн.

К началу 16 века происходит дифференциация: Саломея изображается на пиру Ирода (танцующей, а чаще преподносящей голову матери и отчиму), либо получающей голову Иоанна от палача (иногда на картине присутствуют и другие лица, а также обезглавленное тело Иоанна Предтечи), либо одна, с головой в руках. Иногда встречаются и другие варианты (Саломея и Иродиада).

Продолжение следует


Tags: 15 век, 16 век, библейские сюжеты в искусстве, готика, живопись, рельеф, ренессанс, треченто, христианские сюжеты в искусстве
Subscribe

Posts from This Journal “библейские сюжеты в искусстве” Tag

  • Двери из базилики Санта-Сабина

    Двери из базилики Санта-Сабина в Риме. Первая половина пятого века н.э. Двери сделаны из кипариса, когда-то были раскрашены. Рельефы изображают сцены…

  • О когнитивном диссонансе и рождении чувства историзма

    Леон Огюстен Лермитт. Друг смиренных (Ужин в Эммаусе). 1892 Интересно, библейские сюжеты в антураже 19 века, особенно второй его половины…

  • Карло Кривелли. Поклонение пастухов. Ок. 1480

  • Вавилонские башни Тобиаса Верхарта (и не только)

    Тобиас Верхарт (1561-1631) - фламандский художник, автор маньеристических пейзажей. Это не сам Тобиас Верхарт, его круг, предположительно первая…

  • "Седьмое число, встретились взгляды..."

    Иллюстрация к предыдущему. Сюжет, естественно, "Благовещение", Италия, ренессанс ранний и высокий. 1. "Просто и плохо" Биччи ди Лоренцо, ок.…

  • Суд Соломона, ч. 2

    Продолжим про суд Соломона, во второй части у нас - 17-19 вв. Работы сдесь будут сгруппированы скорее по стилистическому и иконографическому…

  • "Суд Соломона" в искусстве. Часть 1

    Напомню историю: 16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. 17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в…

  • Саломея-3

    Начало Продолжение Здесь - 17 век и немного 18-го, так что если вы ждали Моро и Бердслея, я вас разочарую - их не будет. Ничего принципиально…

  • Саломея - 2

    Начало К началу 16 в. нарративность не то, чтобы уходит из картин о Саломее и Иоанне Крестителе, но сильно ослабляется. Сюжеты с пиром Ирода…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments