?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Саломея - 2
tito0107
Начало
К началу 16 в. нарративность не то, чтобы уходит из картин о Саломее и Иоанне Крестителе, но сильно ослабляется. Сюжеты с пиром Ирода относительно редки, зато часто встречаются изображения с усекновением главы Иоанна и передачей этой главы Саломее.  (Что довольно странно - Высокое Возрождение обычно избегало кровавых сцен). Или просто Саломея с отрубленной головой Иоанна Предтечи.
Вполне вероятно, что такая иконография возникла в среде ломбардских художников - последователей Леонардо да Винчи в начале 16 в. Повлияла ли на ее сложение иконография Юдифи с головой Олоферна - сказать сложно

Bernardino_Luini_-_Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist_-_WGA13772.jpg

Бернардино Луини
Предположил бы, что это первое десятилетие 16 в, ну, или, по крайфней мере, до 1515. Юному и прекрасному лицу Саломеи противовоставляется уродливый профиль палача.

Bernardino_Luini_Herodias1527.jpg
Бернардино Луини, 1527

Bernardino_Luini_-_Salome_Receiving_the_Head_of_St_John_the_Baptist_-_WGA13771.jpg
Бернардино Луини

Bernardino_Luini_-_Salome_with_the_Head_of_St_John_the_Baptist_-_WGA13769.jpg
Бернардино Луини

Giampietrino_1510-1530.JPG
Джампетрино, ок. 1510-1530
Предположил бы, что это Джампетрино заимствовал у Луини, как менее талантливый у более талантливого, но возможно и обратное. А может, оба подражали кому-то третьему.

Andrea_Solario_-_Salome_with_the_Head_of_St_John_the_Baptist_-1506-1507.jpg
Андреа Соларио, 1506-1507
Самая ранняя, из встретившихся мне, "одинокая" Саломея, правда здесь еще присутствует рука палача. Потом и она исчезнет. Похожая композиция встречается неоднократно у Бернардино Луини. Лицо и поза Саломеи отдаленно напоминают Юдифь Джорджоне созданную чуть раньше, не исключено, что Андреа Соларио знал ее по рисункам или гравюрам

1036px-Andrea_Solari_Salomè_riceve_la_testa_di_Giovanni_Battista до 1522.jpg
Андреа Соларио, до 1522
Особенность ломбардской школы первых десятилетий 16 в. в том, что влияние высокого ренессанса (в первую очередь от Леонардо да Винчи, но и от венецианцев тоже) встречается с влиянием заальпийского, греманского, в первую очередь, искусства. Переносимся на север.


якоб корнелис оостзанен 1524.jpeg
Якоб Корнелис ван Остзанен, 1524
 Здесь тоже, кажется, без венецианцев не обошлось

К этой теме многократно обращался Лукас Кранах Старший (Юдифь, как мы помним, он тоже любил изображать). По сравнению с современными итальянцами его творчество выглядит архаичным, но без итальянского влияния здесь не обошлось, в плане иконографии, по крайней мере (и не только)

3.jpg
Лукас Кранах

Lucas_Cranach_d.Ä._(u._Werkst.)_-_Gastmahl_des_Herodes_(Vienna)1539.jpg
Лукас Кранах, 1539
Здесь Саломея предстает довольно мерзкой девчонкой, но мне она напоминает Саломею в Фра Филиппо Липпи в окарикатуренном виде.

ок1530.jpg
Лукас Кранах

Живопись Кранаха породила множество подражаний, которые появлялись вплоть до начала 17 в.:

Heintz,_Joseph_-_1600-1605.jpg
Йозеф Хайнц, ок. 1600-1605

Снова пересекаем Альпы

чезаре да сесто до 1422.jpg
Чезаре де Сесто, до 1522
Еще один ученик Леонардо. Уже маньеризм, практически

598px-Veneto_0020.jpg
Бартоломео Венето, первая треть 16 в.
А вот Бартоломео Венето до маньеризма так и не дорос.
Но вернемся к высокому ренессансу

837px-Sebastiano_del_Piombo_-_The_Daughter_of_Herodias_-_Google_Art_Project 1510.jpg
Себастьяно дель Пьомбо. Дочь Иродиады, 1510
В 16 веке типаж Саломеи-подростка встречается редко. Даже юные девы изображаются полными, с правильными чертами лица и исполненными величия

5.JPG
Бернардино Личинио

Beheading_of_St._John_the_Baptist_by_Callisto_Piazza_da_Lodi_-_Accademia_-_Venice_2016_-_crop.jpg
Каллисто  Пьяцца

1512-1517.jpg
Алонсо Берругете, ок. 1512-1517
Один из самых ранних примеров маньеризма в чистом виде

Vecelli,_Tiziano_-_Judith_-_c._1515.jpg
Тициан, ок. 1515

306347.jpeg
Тициан, ок. 1560

4249925852_05d94d0da8.jpg
Тициан, ок. 1570
Немного об истории этой картины

843px-Palma_il_Giovane_0091599.jpg
Якопо Пальма Младший, кон. 16 в.

Видимо, пользовалась популярностью:

David_Teniers_the_Younger_-_Salomé_with_the_Head_of_John_the_Baptist_GG_9709.jpg
Давид Тенирс Младший, ок. 1630-1640

817px-Head_of_Saint_John_the_Baptist,_circa_1570_1575,_Adrien_Thomas_Key.jpg
Адриен Томас Кей, ок. 1570-1575
Образ Саломеи выдает знакомство Кея с венецианской живописью

Окончание следует



Posts from This Journal by “библейские сюжеты в искусстве” Tag


  • 1
Архаичный-то он (Кранах ст.), архаичный, но вот это http://lilac2012.livejournal.com/94465.html что такое?

Видел, да. Может, даже и комментировал

Ничего особенно удивительного. Ранний Кранах вообще более реалистичен, даже натуралистичен, чем поздний (если вторая Саломея создана раньше). В частности, больше внимания уделяет фактуре, объему. А потом впадает в схематизацию, декоративность и гротеск, т.е. внешне выглядит более архаичным. Может, это произошло потому, что в молодости он активно впитывал влияния (итальянское, в частности), а потом варился в собственном соку.

У него есть реалистические портреты (особенно графические), но ничего подобного этой Саломее ни среди ранних, ни среди поздних работ нет. Почерк абс. другой, и это меня мучает уже который год.

Опечатка:
встречается в лиянием заальпийского, греманского, в первую очередь искусства

вместо

встречается с влиянием заальпийского, германского в первую очередь, искусства

Есть у меня, и давно уже, сильное подозрение, что иконография Юдифи тут не просто повлияла, а уж прямо о контаминации этих сюжетов к 16-му в. можно говорить.

Спасибо, что подняли тему.

Не за что. Она сама поднялась)

что-то мне нехорошо стало

  • 1