Previous Entry Share Next Entry
Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской - 1
tito0107
Продолжаем про христианские сюжеты в мировом искусстве. Св. Екатерина Александрийская - одна из самых популярных святых, как на Западе, так и на Востоке.

Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т.д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше: «Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».

Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у неё случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой.


Схожее видение имела тезка Екатерины Александрийской - юная монахиня Екатериан Сиенская в 1367 г. Мистическое обручение обеих Екатерин стало популярным сюжетов в западноевропейской живописи. Естественно, иконография его сложилась не сразу.

Barna_da_Siena._Mystic_Marriage_of_st_Catherineок. 1340jpg.jpg
Барна да Сиена(?), ок 1340 (?)
Екатерина Александрийская (ее можно узнать по короне и пальмовой ветви) обручается со взрослым Христом. Внизу, кажется, - Екатерина Сиенская обручается с Христом-Младенцем. (В более поздней иконографии все наоборот). Если это так, то картина не могла быть создана до 1380 г., когда, сразу после смерти Екатерины сиенской началось ее почитание. Вообще, существование Барны ставится под сомнение.

мастер палаццо венеция 14 в..jpg
Мастер Палаццо Венеция, 14 в.
Здесь - каноническая иконография. Очень юная Екатерина обручается с Младенцем Христом. Предание, кажется, ничего не говорит о возрасте Христа, явившегося Екатерине. Он мог быть и младенцем и юношей и взрослым мужчиной. В искусстве встречаются все три варианта. Сама Екатерина, как считается, приянла мученическую смерть в возрасте 18 лет, так что она обычно изображается очень молодой, иногда совсем подростком.

джованни дель бьондо 1379.jpg
Джованни дель Бьондо, 1379
Здесь Христос - почти взрослый юноша, что вроде бы логичнее, чем младенец: и по возрасту Екатерине больше подходит. Однако, такая иконография не получила широкого распространения.

якопо ди чоне, ок. 1375-1380 Св. Людовик Тулузский.jpg
Якопо ди Чоне. Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской с предстоящими Св. Людовиком Тулузским и женщиной-донатором, ок. 1375-1380

Lorenzo_salimbeni,_matrimonio_mistico_di_santa_caterina,_1400,_pinacoteca_di_san_severino.jpg
Лоренцо Салимбени, ок. 1400

микелино да безоццо ок. 1420.jpg
Микелино да Безоццо, ок. 1420

Circle_of_Gentile_da_Fabriano_-_Lviv_Gallery.jpg
Круг Джентиле да Фабриано, ок. 1430

микеле джамбоно ок. 1430.jpg
Микеле Джамбоно, ок. 1430

37.2638

German_-_Scenes_from_the_Life_of_Saint_Catherine_of_Alexandria_-_1430-1450 - копия.jpg
Неизвестный немецкий художник, ок. 1430-1450

Friedrich_Paher_.jpg
Фридрих Пахер (ок. 1440-1508). Св. Анна с Богоматерью и Младенцем на коленях и Св. Екатериной Александрийской


Pinturicchio,_Mystical_Marriage_of_St_Catherine.jpg
Пинтуриккио, или его круг, посл. четв. 15 в.
Екатерина снова девочка-подросток, очень маленькая в сравнении с Мадонной

амброджо бергоньоне ок. 1490.jpg
Амброджо Бергоньоне, ок. 1490
Здесь снова двойное обручение - Св. Екатерины Александрийской и Св. Екатерины Сиенской.
Ближе к концу 15 в. "свидетелями" Мистического обручения становятся многочисленные другие святые и ангелы.

Piero_di_cosimo,_sacra_conversazione_del_pugliese1493.jpg
Пьеро ди Козимо. Святое собеседование, ок. 1493
Здесь мы вновь видим двух Екатерин

714px-Workshop_of_Benozzo_Gozzoli_-_The_Mystic_Marriage_of_St_Catherine1495-1500.jpg
Мастерская Беноццо Гоццоли, ок. 1495-1500

25-Bologna-Basilica-San-Domenico-Matrimonio-mistico-di-Santa-Caterina-di-Filippino-Lippi.jpg
Филиппино Липпи, ок. 1500

Переносимся через Альпы.

1011px-Hans_Memling1479.jpg
Ханс Мемлинг, 1479

Hans_memling,_trittico_di_san_Giovanni,_08.jpg
Ханс Мемлинг, 1479. Фрагмент.

1103px-Memling_Mystic_Marriage_of_St_Catherine.jpg
Ханс Мемлинг

Meister_der_Heiligen_Sippe_(der_Jüngere)1505-1510.03.jpg
Мастер Св. Семейства (Младший), ок. 1505-1510

1280px-Virgo_inter_Virgines_IMG_13831488 мастер св. лучии.JPG
Мастер Св. Лучии. Дева среди дев, ок. 1500

1280px-Gerard_David_-_The_Virgin_and_Child_with_Saints_and_Donor_-_Google_Art_Project1510.jpg
Герард Давид, 1510

Lucas_Cranach_d.Ä._(1514-18.jpg
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего, ок. 1514-1518

_1516.jpg
Лукас Кранах Старший, 1516
Здесь и сама Мадонна выглядит как школьница

_-_1516-1518.jpg
Лукас Кранах, ок 1516-1518
Здесь - уже чуть старше, во всяком случае, старше Екатерины

Между тем, Италия переживала период наивысшего расцвета искусства, какого не знала, возможно, больше история.

гирландайо.jpg
Ридольфо Гирландайо и Микеле Тозини(?), нач. 16 в.

studio_of_francesco_francia_the_mystic_marriage_of_saint_catherine_of_d5684591g.jpg
Мастерская Франческо Франча, нач. 16 в.

Andrea_Previtali_-_Mystic_Marriage_of_St_Catherine_-_WGA18403ок. 1505.jpg
Андреа Превитали, ок. 1505

65511.jpg
Неизвестный североиталяьнский художник (последователь Франческо Франча), нач. 16 в.

1280px-Lorenzo_Lotto_1506-1508.jpg
Лоренцо Лотто, ок. 1506-1508
В начале 16 в. числе "участников" сюжета на итальянских картинах сокращается, но затем вновь начинает расти.

234069.jpg
Лоренцо Лотто, ок. 1520

франческо биссоло между 1505-1525.jpg
Франческо Биссоло, ок. 1505-1525

бернардино ди мариоттоок1478-1566.jpg
Бернардино да Мариотто (ок. 1478-1566)
Вроде бы архаично, под явным влиянием Карло Кривелли, но складки и трактовка пространства свидетельствуют, что Италия уже пережила высокий ренессанс. Люблю такие картины, нарвится сомтреть, как идет архаизация, причем не нарочитая, а просто "художник рисует. как может"

бернардино луини.jpg
Бернардино Луини, 1520-е (?)
Мне здесь авторство Луини кажется сомнительным, возможно, его последователь, или еще кто-то из леонардесок.


франческо риццо да сантакроче сер 16 в.jpg
Франческо да Сантакроче, сер. 16 в.
Во всей Италии в это время уже господствует маньеризм, но еще сохраняются островки спокойствия
джироламо маркези да котиньола 1481-1550.jpg
Джироламо Маркези да Котиньола (1481-1550). Св. Семейство со Св. Екатериной Александрийской
Здесь Иосиф-плотник еще молодой

Girolamo Marchesi da Cotignola ок 1520-30.JPG
Джироламо Маркези да Котиньола. Св. Семейство со Св. Екатериной Александрийской, ок. 1520-1530
Уже чувствуется маньеризм

бартоломое роменги баньякавалло 1520-30.jpg
Бартоломео Роменги (Баньякавалло), 1520-1530-е
Очень близкая к предыдущей картина

джироламо романино.jpg
Джироламо Романино (ок. 1484 - ок.1559)
Полагаю, 1530-1540-е. Там где высокий ренессанс не перешел в маньеризм, художники нередко ударялись в гиперреализм.
Про маньеризм и позднее возрождение - в следующем выпуске.



Posts from This Journal by “христианские сюжеты в искусстве” Tag


  • 1
С горячей благодарностью за проделанную работу - таки замечу, что:

Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской со Св. Людовиком Тулузским и женщиной-донатором будет куда лучше звучать в виде Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской с ПРЕДСТОЯЩИМИ Св. Людовиком Тулузским и женщиной-донатором.

И у Пахера - это св. Анна, а уж у ней на коленях Мария и Младенец.

Да, спасибо за уточнение.
У Пахера думал на Анну, смутило то, что Младененц сидит прямо у нее на коленях, а не у Марии

  • 1
?

Log in

No account? Create an account