Previous Entry Share Next Entry
"Потреблятство"
tito0107
«В гастрономическом отделе — 38 сортов колбасы, из них 20 новых сортов, нигде до сих пор не продававшихся. В этом же отделе будут продаваться три сорта сыра, выпущенных по специальному заказу магазина, — камамбер, бри и лимбургский. В кондитерском отделе 200 сортов конфет и печений.

В булочном отделе до 50 сортов хлебных изделий. Мясо хранится в остеклённых холодильных шкафах. В рыбном отделе бассейны с живыми зеркальными карпами, лещами, щуками, карасями. По выбору покупателей рыба вылавливается из бассейнов с помощью сачков».


В 1934-35 годах в СССР неожиданно для многих началась потребительская лихорадка. Открылись рестораны, магазины заполнились едой и одеждой. Модные журналы пропагандировали гедонизм. Потребительский рай стали навязывать интеллигенции: она обзаводилась домработницами, машинами, новыми квартирами. Модным стал теннис, бешеным успехом пользовались джаз и фокстрот. Партийный максимум на оклады был отменён. Крутой поворот середины тридцатых объясняли общим процессом «обуржуазивания» сталинского режима и отказа от революционных идеалов.

Середина и особенно конец тридцатых в российской историографии принято представлять временем разгула репрессий. Формальным поводом для них послужило убийство Кирова в декабре 1934-го. Но для западных историков это же время — совпадение вплоть до года, 1934-й — оно стало началом «очеловечивания» сталинского режима.


Я уже давно говорю, что советское общество было, на протяжении большей части своей истории, мещанским и, как следствие, потребительским*. Официальная пропаганда временами призывала к аскетизму и отказу от гедонизма, но ей мало кто верил.

* А вот существуют/существовали ли не потребительские общества (именно большие общества, а не общины)? Для меня этот вопрос открыт.


Recent Posts from This Journal

  • Эх, дороги...

    Продолжу цитировать Мишеля Пастуро Королевское правление представляло собой лишь очень долгое путешествие по собственным доменам, феодам вассалов,…

  • "Детская болезнь крутизны". Четвертая лекция

    "Всё выше, и выше, и выше..." Египетские пирамиды, средневековые соборы, современные небоскребы. Только ли утилитарными функциями обусловлены их…

  • Иераполис. Сооружения византийского периода

    От византийского периода в Иераполисе Фригийском также осталось немало интересных строений, хотя они и не выглядят (по большей части) столь…


  • 1
* А вот существуют/существовали ли не потребительские общества (именно большие общества, а не общины)? Для меня этот вопрос открыт.

Сейчас в западной историографии наиболее распространено мнение, что общество потребления (по крайней мере в Европе) зародилось веке в 17. Этот процесс даже получил название "революция потребления". Дело вот в чем. В Средние века была огромная пропасть между стилем жизни ремесленника (не говоря о крестьянине) и элиты. Роскошь, доступная элите (рукописные книги, золотая посуда, гобелены и т.п.) ремесленнику не была доступна в принципе, даже если бы он вкалывал стахановскими темпами. Так что он особо и не вкалывал - на хлеб хватало, и на том спасибо. При этом в Средние века было очень много праздников, так что хоть люди жили и бедно, но зато свободного времени было масса. Туда же - масса цеховых предписаний для ремесленников (иметь не более столько-то станков, работать максимум столько-то часов в неделю).

Все изменилось с открытием колониального рынка начиная с 16 века. Колониальные товары - чай и кофе, табак (и аксессуары для их потребления), индийские ткани, китайский и японский фарфор, китайская лаковая мебель и т.п. (а позднее их европейские имитации вроде "делфтского фарфора") стали доступной роскошью. То есть ремесленник, если не ленился, в принципе мог заработать на такие вещи. И люди действительно стали больше работать. Стал больше спрос - начало расти и предложение. Помимо колониальных товаров (и европейского "контрфакта") начали набирать популярность такие вещи, как печатные книги и часы (для того времени - гаджет). В 18 веке на месте убогих лавок стали появляться красивые магазины с витринами - тоже признак "потреблядства".

Сейчас некоторые экономические историки на полном серьезе утверждают, что маховик европейского экономического роста запустила именно эта революция потребления, а не промышленная революция.


Спасибо, очень интересно. А где об этом можно почитать подробнее?

Под рукой у меня сейчас только бумажная книга про историю торговых улиц:

The Landscape of Consumption. Shopping Streets and Cultures in Western Europe, 1600-1900. Edited by Jan Hein Furnée and Clé Lesger. Palgrave Macmillan. И еще ксерокопии статей (но это искать надо; а в хаосе моего личного архива это задача непростая). В основном про Брюссель, соотвественно - на французском и нидерландском.

Но если Вам инетесно, то я могу поискать у себя в электронном архиве статьи на английском, вроде у меня там что-то по теме было. Если найду - скину по личке. Но в ближайшие дни обещать не могу. У меня на диске авгиевы конюшни те еще!

Спасибо! Книгу поищу. И за статьи на английском, да ещё и в электронном виде, буду очень признательна.

(некропостинг, сорри)
по теме есть классическая "нетленка" - Фернан Бродель "Структуры повседневности" (это первая книга в трехтомнике)

Да, звучит убедительно. Жалко, что термин невнятный.

Ну уж какой есть, не я его придумал :) В принципе, consumer revolution - вполне утвердившийся в историографии термин. Есть еще близкий концепт industrious revolution, т.е. "трудолюбивая революция". Суть, в принципе, аналогичная: люди были готовы больше работать ради того, что бы больше потреблять!

Да, если не привносить сюда морального неодобрения. А в русской традиции оно за этим словом уже закрепилось плотно (см. заголовок поста).

Не знала о таком периоде, спасибо!
А потом, видно, закрыли этот рай...

ассортимент товаров только что открывшегося коммерческого гастронома (бывшего Елисеевского, совсем недавно — магазина Торгсина) на улице Горького:

А что вообще означает этот термин?
Потребительское общество - это как "питающийся человек". Других не бывает.

Я о том же. Но некоторые пытаются убедить, что бывают.

К середине 30-х в СССР обнаружился жесточайший кадровый голод. Рабочие не хотели идти в бригадиры, бригадиры в мастера, мастера в начальники цехов и участков. Инженеры, бухгалтера и чиновники уходили в пролетариат - класс гегемон, имевший на тот момент максимальную зарплату при минимальной ответственности. Поэтому был сделан очень резкий поворт, зарплаты начальников и специалистов выросли в 3-5 раз против зарплат рабочих, увеличились и права начальников на производстве, тогда как профсоюзы наоборот стали приложением партактива. Поэтому с одной стороны - взрыв потребления и мещанства, а с другой - обострение классовой борьбы, резкий рост вредительства, доносительства и пр. Потом уже при Брежневе систему окончательно
откатили назад в 80-м рабочий у станка опять получал больше, чем инженер, а уволить его без решения профкома было проблемой.

Спасибо за дополнение!

В последовательности развития человека и общества существует строго определённая последовательность значения для человека и общества различных общих реальностей.
Превозносимые в западных странах «общечеловеческие ценности»: космополитизм, толерантность, права, свобода…, являются ценностями только для слаборазвитых обывателей, так как полностью состоят из понятий соответствующих самым примитивным реальностям, находящимся в начале последовательности развития человека и общества.
Слаборазвитые обыватели считают ценностями реальности из начала последовательности развития человека и общества, это: религии, традиции, права, гадания, астрология, приметы, сплетни, разврат, карьеризм, обогащение, эгоизм, национализм, авторитеты, власть, закон…
Для слаборазвитых обывателей существуют не только религии, но и астрология, гадания, приметы, сказки, фантазии, плюрализм примитивных мировоззрений, многие виды профессионального спорта; сплетни о НЛО, о снежном человеке, о чупакабре…
Развивающиеся личности считают ценностями реальности из конца последовательности развития, это возвышение себя, своей семьи и своего коллектива.
Высокоразвитые личности могут использовать любые слаборазвитые реальности, только в ОГРАНИЧЕННОМ моралью виде, в том числе: насилие, воровство, ложь, подражание, эгоизм, толерантность, свободу инстинктов, демагогию, любопытство, развлечения, соблюдение традиций….

  • 1
?

Log in

No account? Create an account