Previous Entry Share Next Entry
Про день Бородина
tito0107
Сегодня был удивлен, что тринадцатилетние подростки* не знают стихотворения "Бородино". Дети, в остальном довольно эрудированные и развитые для своего возраста. Про парус одинокий, кстати, знают.
Лишний раз задумался о разрыве связи между поколениями, а потом перечитал "Бородино".
Не лучшее стихотворение Лермонтова, который как поэт уступает не только Пушкину, но и, например, Жуковскому**, ИМХО. Но дело не в этом, а том, что кровавая мясорубка тут подается с бравадой (иронию уж точно сложно в "Бородине***" углядеть). "Рука бойцов колоть устала..." - не дрова колоть, а колоть штыком в тело живого человека! Да, конечно, приходилось подобное делать, иначе закололи бы тебя, но гордиться тут нечем.
Интересно, что в стихах и песнях о Великой отечественной войне, сохранивших популярность до наших дней кровожадности мало. Либо лирика ("Бьется в тесной печурке огонь"), либо пафос без кровожадности ("горло ломая врагу" - всё же в переносном смысле, хотя ломали и в прямом).
Я не к тому, что "Бородино" не следует учить вовсе - все же часть "культурного кода". Но и если не будут учить, немногое потеряют.


* Не все, разумеется, но приходится делать примечание.

** Да, знаю, что очень разные поколения, сравниваю их как романтиков.

*** Да, "Бородино" склоняется, правда сейчас это уже иронично выглядит.


Posts from This Journal by “литература” Tag


  • 1
Эйхенбаум в своё время написал интересную книжку про Лермонтова, в которой объяснял, что Лермонтов, в сущности, был одним из десятков поэтов средней руки в своём поколении. Героем и гением его сделала смерть на дуэли, которая в восприятии современников рифмовалась со смертью Пушкина.
Эйхенбаум же отмечает, что в конце жизни Лермонтов уже потерял интерес к сочинению посредственных стихов и переключился на прозу (в которой он был намного сильнее).

Да, проза у него намного лучше.

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?».
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави Бог и нас от этаких судей.

Я в детстве синтаксически и логически делила словосочетание "рука бойцов колоть устала" не на "рука бойцов / колоть устала", а на "рука / бойцов колоть устала", вот именно кого? а бойцов! как дрова.

горло ломая врагу

Ну, бескровно же!

Да нет в "Бородино" никакой кровожадности.
Во многом Лермонтов уступал Пушкину, но в чем-то, пожалуй, превосходил.
Вот кто, кроме Михал Юрича, такое бы сочинил? Никто.

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Ну это внушительно по смыслу, но по стилю далеко уступает Пушкину. Явно видно, что написано два века назад (по большинству стихов Пушкина это кстати не очень видно), почти в каждой фразе слова переставлены против естественной грамматики языка в угоду размеру.

Вспомнила книгу "Девочка и птицелет"(год написания - 1968, я почему-то думала, что начало 80-х). Мнение тринадцатилетнего человека о "Бородине":

Елизавета Карловна задала нам написать сочинение "Тема патриотизма в стихотворении Лермонтова "Бородино". Мне не нравится это стихотворение. Я не понимаю, почему там написано "Чужие изорвать мундиры о русские штыки", когда это говорит простой солдат. Неужели он стал бы так запутанно выражаться? Или что значит: "Земля тряслась, как наши груди"? Но я не написала этого, потому что понимала, что за это Елизавета Карловна поставит мне двойку, а написала, что тема патриотизма видна в словах "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам", а также в словах "Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы!" Кроме того, я написала, что во время Великой Отечественной войны Москвы не отдали, несмотря на "господню волю". Ну и закончила тем, что Лермонтов вообще великий русский поэт-патриот.
Но все это я напрасно сделала, потому что Елизавета Карловна все равно поставила мне двойку. Она сказала, что я невнимательно слушала на уроках и поэтому вообще неправильно поняла, что такое патриотизм, что из моего сочинения получается, будто бы у русских солдат, про которых писал Лермонтов, был один патриотизм, потому что они служили царю, а у советских солдат, которые защитили Москву от фашистов, был патриотизм совсем другой, хотя фактически это один и тот же патриотизм, и поэтому Лермонтов так созвучен нашему времени.

Дап уж, Киселёв был язвительный. А этот пассаж, по его признанию, попал в книгу после разговора с дочерью его друзей, ровесницей героини.

А к Киплингу Вы как относитесь?

Ну что Вы такое говорите :-( Есть у Жуковского что-нибудь на уровне Паруса, Сна, Выхожу один я на дорогу, ...?! Единственное четверостишие об ушедших. Это поэты разных уровней, Лермонтов выше порядка на 2. В моей личной классификации русских поэтов он 5-6 наравне с Есениным. Но, конечно, всё очень индивидуально.
А Бородино конечно среднее, с чего дети должны его знать.

>"Рука бойцов колоть устала..."
> но гордиться тут нечем

Мне кажется, что второсортность данного стихотворения состоит вовсе не в том, что "гордиться тут нечем". В конце концов, товарищ поэт имеет право на точку зрения. Мастерство поэзии касается не воззрений автора, а его умения работать с языком. И вот тут у Лермонтова действительно косяки, причем именно в этой самой строчке, если добавить к ней следующую:

"рука бойцов колоть устала
и ядрам пролетать мешала...."

- вот такая совершенно фантастическая рука Халка, которая, хоть и устала, но всё равно до сих пор мешает ядрам пролетать. Это вызывало хохот, когда я учился в школе сорок лет назад, и сейчас ровно так же смешно читается, когда мои дети изучают этот патриотический рэп.

И таких косяков у Лермонтова довольно много, самый известный - про поэта, невольника чести, который "с винцом в груди и жаждой мести". Пушкин конечно бухал, но не в день дуэли.

Плюс ещё сюжетная вторичность в прозе. Наверное, доживи он до сорока лет, он перестал бы баянить и действительно мог бы стать настоящим классиком. А так, увы, пацанские упражнения выдаются за шедевры - видимо, потому, что школьная программа требовала борцов с царизмом.

второсортность данного стихотворения состоит вовсе не в том, что "гордиться тут нечем"

Я этого и не говорил.

Полтава пушкинская не менее кровожадная с такой точки зрения.
"Тяжкой тучей Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча,

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит,

режет.

Бой барабанный, клики,

скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье,

стон,

И смерть и ад со всех сторон (...)" (c)


Edited at 2017-11-03 03:05 am (UTC)

Не спорю. Но она как-то менее популярна в школе

  • 1
?

Log in

No account? Create an account