Previous Entry Share Next Entry
"Нашему ... общественному мнению чужда смертная казнь"
tito0107
Еще одна цитата из "Дневника русской женщины" Елизаветы Дьяконовой. Вот она попадет на обед в интеллигентную и состоятельную английскую семью, разговор заходит о преступлениях и наказаниях:
Завязался общий разговор; меня расспрашивали, что я изучаю, трудны ли юридические науки. Я вспомнила -- мне рассказывали, что один из наших соотечественников, приговорённый здесь за подстрекательство к убийству на полтора года каторжных работ, по окончании срока вышел из тюрьмы в злейшей чахотке. Он ежедневно вертел в одиночной камере огромное колесо, перепрыгивая беспрерывно с ступеньки на ступеньку; механизм верчения был устроен так, что в случае остановки он рисковал раздробить себе ноги...
И я воспользовалась теперь случаем, чтобы высказать этим, более нас цивилизованным людям, всё своё возмущение жестокостью и бессмысленностью такого наказания.
-- О нет, вертеть колесо -- это не бессмысленно, -- с живостью возразил один из гостей. -- Насколько мне известно, -- это мельничное колесо -- они таким образом мелют себе хлеб.
-- Но согласитесь, что такое наказание жестокостью своей превосходит самое преступление, -- настаивала я. -- Надо же иметь сострадание.
-- Сострадание? -- с холодным удивлением спросил англичанин, точно я сообщила какую-то новость.
-- Ну да, -- продолжала я, с недоумением глядя на этих интеллигентов. -- Сострадание к преступнику.
-- Для преступника нет сострадания. Он нарушил законы общества и должен быть за это наказан, -- медленно, с расстановкой сказал один из гостей, который пришёл с дамой.

-- Но ведь этот человек ещё и не убил никого, -- сказала я наконец.
-- А если убил, -- за жизнь должна быть отдана жизнь, -- с живостью сказал другой гость. -- Он должен быть повешен.
-- Он должен быть повешен, -- как эхо повторили остальные.
У меня язык прилипнул к гортани при виде того, до чего чуждо было этим людям то чувство, которое с детства воспитывается в нас почти религиозным отношением к "несчастным", которое заставляет мужика, крестясь, подавать копейку арестанту, а других, кто побогаче, -- посылать в тюрьмы подаяние.
Это было свыше моих сил. Я забыла совсем, что нахожусь в чопорном английском салоне и вскочила с места.
-- И вы ходите в церковь, читаете Библию -- как смеете вы считать себя христианами, раз в своём законодательстве держитесь ветхозаветного правила "око за око, зуб за зуб?!" -- закричала я в негодовании, от волнения мешая французский, немецкий и английский языки. -- Ведь смертная казнь бессмысленна уже потому, что не достигает цели. Кого "вознаграждает" отдача одной жизни за другую? Родных убитого? -- да ведь казнью преступника нельзя оживить его жертву. Если вы, общество, присваиваете себе право судить преступника, -- докажите ему, что вы достойны этого права, что вы нравственно лучше, выше его... а для этого, прежде всего -- отнеситесь к нему с состраданием, постарайтесь исправить его. А вы -- ведёте его на виселицу... Чем же, скажите, чем вы лучше его?!
Что-то подступило мне к горлу -- я не могла больше говорить...
-- Но ведь у вас, в России, есть смертная казнь?
-- Нашему уголовному процессу и общественному мнению чужда смертная казнь {После 1891 г. в гражданских судах Российской империи не было вынесено ни одного смертного приговора.}, -- с гордостью сказала я, с трудом переводя дыхание.
И только тут ясно поняла, какое счастье, что нашему народу так чуждо это холодное, вполне сознательное жестокое отношение к преступникам, на какое я неожиданно наткнулась в этом интеллигентном обществе.
-- Бороться с жестокостью народа мало цивилизованного ещё можно, надеясь на то, что просвещение смягчит нравы. Бороться с жестокостью цивилизованного гораздо труднее: он умеет создавать себе разные опоры в виде общественного мнения, науки и проч.
Никто не смеялся над моей ломаной, из трех языков, речью... и все её поняли, -- моё лицо, глаза и жесты говорили яснее всяких слов... Все молчали... молчала и мисс Кэт... она совсем не принимала участия в разговоре. Молодой человек встал и подошёл ко мне...
-- Да, вы правы, мы действительно следуем Ветхому Завету, тогда как в Новом сказано: "возлюби ближнего твоего"... Вы говорили так хорошо... благодарю вас.
Я была тронута, что хоть одного удалось убедить, и чуть не со слезами на глазах пожала руку этому молодому человеку, фамилия которого так и осталась мне неизвестной.


Как все поменялось за сто с лишним лет! Сейчас большинство россиян, в том числе, и значительная часть интеллигенции - за смертную казнь. Но в 19 веке убивали по приговору суда редко и смертная казнь возмущала многих образованных людей. Просто не было такой традиции. Зато уж в следующем столетии оторвались, но даже после нескольких волн террора смертной казни за уголовные преступления не было (в 1954 ввели за убийство при отягчающих обстоятельствах). И сейчас многие согласятся с тезисом, что за убийство нужно убивать. (К слову, 73% убийств в России совершаются по пьяни, с начала нового века снижается и потребление крепкого алкоголя и число убийств).
P.S. Оказывается, сторонники смертной казни уже не в большинстве:

Почти половина россиян (44%) поддерживает смертную казнь, следует из нового опроса "Левада-центра". Треть опрошенных (32%) считает, что следует восстановить смертную казнь в прежнем виде, как в начале 90-х. Еще 12% высказались за расширение применения высшей меры наказания.
Однако опрос свидетельствует, что общество расколото по этому вопросу. Другая часть опрошенных (41%) выступают против смертной казни. Четверть россиян (25%) считает, что следует сохранить мораторий на нее, 16% - что ее нужно полностью отменить. Еще 15% граждан затруднились ответить на вопросы социологов.

Я с осторожностью отношусь к соцопросам, но если все так, это не может не радовать. Еще несколько лет назад было иначе.


Posts from This Journal by “правосудие” Tag

  • К смерти Чарльза Мэнсона

    Мэнсон был тот еще отморозок, и, конечно, такие должны быть изолированы от общества, точнее, общество следует ограждать от таких (по крайней мере, до…

  • О жестокости

    В разных френдлентах предлагают подписать петицию, требующую привлечь к уголовной ответственности каких-то парня и девушку за жестокое обращение с…

  • О вредности слова и "мыслепреступлениях"

    Что у меня на уме, то у Пожарского на языке. "Задумался вот, откуда взялось понятие "мыслепреступление", которым порою так любят бросаться в…


  • 1
что за убийство нужно убивать - не соглашусь.

Но это -
почти религиозным отношением к "несчастным", которое заставляет мужика, крестясь, подавать копейку арестанту, а других, кто побогаче, -- посылать в тюрьмы подаяние.
-
умиления тоже не вызывает: слишком здесь очевидна готовность самому преступить любой закон, в том числе и евангельский...

Эта дура, которая вздумала проповеди читать европейцам, не понимала разницы между госудврством в Европе и государством в России. В Европе (и в Британии в том числе) государство воспринималось как "своё", как общее дело в интересах всех или, как минимум, подавляющего большиства. Соотвественно, преступники шли против всех и каждый полагал, что может оказаться жертвой преступника - потому и не было жалости. А в России власть воспринималась как "чужая", оккупационная. Преступники в глазах общества выглядели борцами с оккупационным режимом, героями. И вызывали сочувствие.

А отношение к смертной казни и прочим делам сменилось после начала Великой Войны, когда прошла мобилизация и массы народа поняли, что убивать - легко.

Как свое государство воспринималось? А вот был такой английский дурак, которому почему-то так не казалось и описывал он английское общество следующими словами:

“Two nations; between whom there is no intercourse and no sympathy; who are as ignorant of each other's habits, thoughts, and feelings, as if they were dwellers in different zones, or inhabitants of different planets; who are formed by a different breeding, are fed by a different food, are ordered by different manners, and are not governed by the same laws: the rich and the poor”.

Дурак-дураком конечно, даром что премьер-министр. Ну это уже потом, когда поумнел видимо.

Мне так кажется, что сверху и снизу ситуация по разному воспринимается. Что видит премьер министр, то не замечает обыватель. И, кстати, что видит крепостной, то не замечает его барин, кушающий минеральную воду в Бад Эмсе. Разные точки зрения.

Как-то так.

Неужели вы хотите сказать, что это Дизраэли все так проницательно подмечал и осознавал разделенность нации, а сами низшие классы ничего подобного не видели и верили в “общее дело”? Не слишком ли сложная конструкция?

Сейчас большинство россиян, в том числе, и значительная часть интеллигенции - за смертную казнь - проведите опрос.

Проверил. См. обновление.

У себя в жж, я имею в виду...

Узнаю англичан. Растрогались и призадумались, всё такое.

А могли бы засветить в лоб дуре гуманистке, что в Европе по крайней мере казнят преступников по закону, а не по произволу, как в России. И не изобретают для смертной казни эвфемизмов вроде "наказания плетьми".

По-вашему это называется засветить? А по-моему они просто выставили бы себя на посмешище: “Наш советский феодальный суд самый справедливый суд в мире!” Те англичане вероятно были не дураки, и не стали.

Я правильно поняла, что Вашему воображению нарисовалась Лиза Дьяконова, с хохотом обрывающая своих собеседников вот этой цитатой?

"Остров Сахалин" вспоминается сразу: "Когда сняли казненных, то доктора нашли, что один из них еще жив. Эта случайность имела особое значение: тюрьма, которой известны тайны всех преступлений, совершаемых ее членами, в том числе палач и его помощники, знали, что этот живой не виноват в том преступлении, за которое его вешали.
- Повесили в другой раз, - заключил свой рассказ начальник округа."

В итоге Англия процветает, а Россия погибла.

Именно в силу того, что в РИ власти были излишне гуманистичны.
А зато как потом убивали в Гражданскую и после...

"Почти половина россиян (44%) поддерживает смертную казнь, следует из нового опроса "Левада-центра"."

Ничего удивительного, над народом поиздевались, теперь “все как у людей” (100 лет назад).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account