?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Нашему ... общественному мнению чужда смертная казнь"
tito0107
Еще одна цитата из "Дневника русской женщины" Елизаветы Дьяконовой. Вот она попадет на обед в интеллигентную и состоятельную английскую семью, разговор заходит о преступлениях и наказаниях:
Завязался общий разговор; меня расспрашивали, что я изучаю, трудны ли юридические науки. Я вспомнила -- мне рассказывали, что один из наших соотечественников, приговорённый здесь за подстрекательство к убийству на полтора года каторжных работ, по окончании срока вышел из тюрьмы в злейшей чахотке. Он ежедневно вертел в одиночной камере огромное колесо, перепрыгивая беспрерывно с ступеньки на ступеньку; механизм верчения был устроен так, что в случае остановки он рисковал раздробить себе ноги...
И я воспользовалась теперь случаем, чтобы высказать этим, более нас цивилизованным людям, всё своё возмущение жестокостью и бессмысленностью такого наказания.
-- О нет, вертеть колесо -- это не бессмысленно, -- с живостью возразил один из гостей. -- Насколько мне известно, -- это мельничное колесо -- они таким образом мелют себе хлеб.
-- Но согласитесь, что такое наказание жестокостью своей превосходит самое преступление, -- настаивала я. -- Надо же иметь сострадание.
-- Сострадание? -- с холодным удивлением спросил англичанин, точно я сообщила какую-то новость.
-- Ну да, -- продолжала я, с недоумением глядя на этих интеллигентов. -- Сострадание к преступнику.
-- Для преступника нет сострадания. Он нарушил законы общества и должен быть за это наказан, -- медленно, с расстановкой сказал один из гостей, который пришёл с дамой.

-- Но ведь этот человек ещё и не убил никого, -- сказала я наконец.
-- А если убил, -- за жизнь должна быть отдана жизнь, -- с живостью сказал другой гость. -- Он должен быть повешен.
-- Он должен быть повешен, -- как эхо повторили остальные.
У меня язык прилипнул к гортани при виде того, до чего чуждо было этим людям то чувство, которое с детства воспитывается в нас почти религиозным отношением к "несчастным", которое заставляет мужика, крестясь, подавать копейку арестанту, а других, кто побогаче, -- посылать в тюрьмы подаяние.
Это было свыше моих сил. Я забыла совсем, что нахожусь в чопорном английском салоне и вскочила с места.
-- И вы ходите в церковь, читаете Библию -- как смеете вы считать себя христианами, раз в своём законодательстве держитесь ветхозаветного правила "око за око, зуб за зуб?!" -- закричала я в негодовании, от волнения мешая французский, немецкий и английский языки. -- Ведь смертная казнь бессмысленна уже потому, что не достигает цели. Кого "вознаграждает" отдача одной жизни за другую? Родных убитого? -- да ведь казнью преступника нельзя оживить его жертву. Если вы, общество, присваиваете себе право судить преступника, -- докажите ему, что вы достойны этого права, что вы нравственно лучше, выше его... а для этого, прежде всего -- отнеситесь к нему с состраданием, постарайтесь исправить его. А вы -- ведёте его на виселицу... Чем же, скажите, чем вы лучше его?!
Что-то подступило мне к горлу -- я не могла больше говорить...
-- Но ведь у вас, в России, есть смертная казнь?
-- Нашему уголовному процессу и общественному мнению чужда смертная казнь {После 1891 г. в гражданских судах Российской империи не было вынесено ни одного смертного приговора.}, -- с гордостью сказала я, с трудом переводя дыхание.
И только тут ясно поняла, какое счастье, что нашему народу так чуждо это холодное, вполне сознательное жестокое отношение к преступникам, на какое я неожиданно наткнулась в этом интеллигентном обществе.
-- Бороться с жестокостью народа мало цивилизованного ещё можно, надеясь на то, что просвещение смягчит нравы. Бороться с жестокостью цивилизованного гораздо труднее: он умеет создавать себе разные опоры в виде общественного мнения, науки и проч.
Никто не смеялся над моей ломаной, из трех языков, речью... и все её поняли, -- моё лицо, глаза и жесты говорили яснее всяких слов... Все молчали... молчала и мисс Кэт... она совсем не принимала участия в разговоре. Молодой человек встал и подошёл ко мне...
-- Да, вы правы, мы действительно следуем Ветхому Завету, тогда как в Новом сказано: "возлюби ближнего твоего"... Вы говорили так хорошо... благодарю вас.
Я была тронута, что хоть одного удалось убедить, и чуть не со слезами на глазах пожала руку этому молодому человеку, фамилия которого так и осталась мне неизвестной.


Как все поменялось за сто с лишним лет! Сейчас большинство россиян, в том числе, и значительная часть интеллигенции - за смертную казнь. Но в 19 веке убивали по приговору суда редко и смертная казнь возмущала многих образованных людей. Просто не было такой традиции. Зато уж в следующем столетии оторвались, но даже после нескольких волн террора смертной казни за уголовные преступления не было (в 1954 ввели за убийство при отягчающих обстоятельствах). И сейчас многие согласятся с тезисом, что за убийство нужно убивать. (К слову, 73% убийств в России совершаются по пьяни, с начала нового века снижается и потребление крепкого алкоголя и число убийств).
P.S. Оказывается, сторонники смертной казни уже не в большинстве:

Почти половина россиян (44%) поддерживает смертную казнь, следует из нового опроса "Левада-центра". Треть опрошенных (32%) считает, что следует восстановить смертную казнь в прежнем виде, как в начале 90-х. Еще 12% высказались за расширение применения высшей меры наказания.
Однако опрос свидетельствует, что общество расколото по этому вопросу. Другая часть опрошенных (41%) выступают против смертной казни. Четверть россиян (25%) считает, что следует сохранить мораторий на нее, 16% - что ее нужно полностью отменить. Еще 15% граждан затруднились ответить на вопросы социологов.

Я с осторожностью отношусь к соцопросам, но если все так, это не может не радовать. Еще несколько лет назад было иначе.


Posts from This Journal by “правосудие” Tag


  • 1
что за убийство нужно убивать - не соглашусь.

Но это -
почти религиозным отношением к "несчастным", которое заставляет мужика, крестясь, подавать копейку арестанту, а других, кто побогаче, -- посылать в тюрьмы подаяние.
-
умиления тоже не вызывает: слишком здесь очевидна готовность самому преступить любой закон, в том числе и евангельский...

Эта дура, которая вздумала проповеди читать европейцам, не понимала разницы между госудврством в Европе и государством в России. В Европе (и в Британии в том числе) государство воспринималось как "своё", как общее дело в интересах всех или, как минимум, подавляющего большиства. Соотвественно, преступники шли против всех и каждый полагал, что может оказаться жертвой преступника - потому и не было жалости. А в России власть воспринималась как "чужая", оккупационная. Преступники в глазах общества выглядели борцами с оккупационным режимом, героями. И вызывали сочувствие.

А отношение к смертной казни и прочим делам сменилось после начала Великой Войны, когда прошла мобилизация и массы народа поняли, что убивать - легко.

Как свое государство воспринималось? А вот был такой английский дурак, которому почему-то так не казалось и описывал он английское общество следующими словами:

“Two nations; between whom there is no intercourse and no sympathy; who are as ignorant of each other's habits, thoughts, and feelings, as if they were dwellers in different zones, or inhabitants of different planets; who are formed by a different breeding, are fed by a different food, are ordered by different manners, and are not governed by the same laws: the rich and the poor”.

Дурак-дураком конечно, даром что премьер-министр. Ну это уже потом, когда поумнел видимо.

Мне так кажется, что сверху и снизу ситуация по разному воспринимается. Что видит премьер министр, то не замечает обыватель. И, кстати, что видит крепостной, то не замечает его барин, кушающий минеральную воду в Бад Эмсе. Разные точки зрения.

Как-то так.

Неужели вы хотите сказать, что это Дизраэли все так проницательно подмечал и осознавал разделенность нации, а сами низшие классы ничего подобного не видели и верили в “общее дело”? Не слишком ли сложная конструкция?

Сейчас большинство россиян, в том числе, и значительная часть интеллигенции - за смертную казнь - проведите опрос.

Проверил. См. обновление.

У себя в жж, я имею в виду...

Узнаю англичан. Растрогались и призадумались, всё такое.

А могли бы засветить в лоб дуре гуманистке, что в Европе по крайней мере казнят преступников по закону, а не по произволу, как в России. И не изобретают для смертной казни эвфемизмов вроде "наказания плетьми".

По-вашему это называется засветить? А по-моему они просто выставили бы себя на посмешище: “Наш советский феодальный суд самый справедливый суд в мире!” Те англичане вероятно были не дураки, и не стали.

Я правильно поняла, что Вашему воображению нарисовалась Лиза Дьяконова, с хохотом обрывающая своих собеседников вот этой цитатой?

"Остров Сахалин" вспоминается сразу: "Когда сняли казненных, то доктора нашли, что один из них еще жив. Эта случайность имела особое значение: тюрьма, которой известны тайны всех преступлений, совершаемых ее членами, в том числе палач и его помощники, знали, что этот живой не виноват в том преступлении, за которое его вешали.
- Повесили в другой раз, - заключил свой рассказ начальник округа."

В итоге Англия процветает, а Россия погибла.

Именно в силу того, что в РИ власти были излишне гуманистичны.
А зато как потом убивали в Гражданскую и после...

"Почти половина россиян (44%) поддерживает смертную казнь, следует из нового опроса "Левада-центра"."

Ничего удивительного, над народом поиздевались, теперь “все как у людей” (100 лет назад).

  • 1