?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про Фаринелли и греческую скульптуру
tito0107
К недавнему посту про античную скульптуру.

С музыкой, написанной (и исполняемой) до изобретения звукозаписи дело обстоит примерно так же, как со знаменитыми греческими статуями и картинами: "Мойша напел". Вот, мы знаем про Фаринелли, что у него был диапазон три октавы, но как его голос звучал на самом деле? был ли он похож на реконструкцию в известном фильме? Подозреваю, что сходство было бы весьма отдаленным, и, попади современные любители классики на выступление знаменитого кастрата, они были бы немало удивлены и, возможно, разочарованы.
Как пел Фаринелли, как играл Паганини? Скорее всего, мы никогда не узнаем точно.
Я только что уподобил ситуацию с классической музыкой ситуации с греческой скульптурой, но это не точное сравнение. Точнее будет так: "Картина, 77х53, изображающая молодую женщину со сложенными руками на фоне пейзажа. Высота головы женщины - 9,6 см, длина носа - 2,9 см..." (Последние цифры условные)
И так далее, на несколько страниц. Можно ли по этому описанию воссоздать "Мону Лизу"? Разумеется, какое-то с оригиналом сходство будет, но какое это будет сходство? Многое зависит и от того, насколько подробным будет описание и от мастерства исполнителя. Жесткая формализация (как в случае с нотами) обеспечивает некоторую точность, но для воспроизведение нюансов (а именно в них и заключается искусство) требуется очень много информации, в идеале ее количество стремится к бесконечности.
Я как-то задавался здесь вопросом насчет темпа исполнения классической музыки. Приходилось читать, что веке в 17-18 музыканты играли значительно медленнее, чем сейчас (так что сейчас слушать такое исполнение было бы довольно утомительно). Так это, или нет? Тогда я не получил однозначного ответа. Может, получу сейчас?

Recent Posts from This Journal

  • Косяки в "Свояке"

    Сегодня в "Своей игре" показали автопортрет Карела Фабрициуса (ниже) как портрет Яна Вермеера (правда, не в вопросе) А потом…

  • Ода корейским интернетам

    Чем дальше, чем больше убеждаюсь: Ын, конечно, тиран, но не дурак. "Ода корейским ракетам" Л. Каганова постепенно утрачивает актуальность.

  • Про Репина

    Уже писал, что ранний Репин мне нравится гораздо больше, чем зрелый и поздний. И я по-прежнему считаю, что "Воскрешение дочери Иаира" - лучшая его…


  • 1
Утверждение о том, что сейчас музыку 17-18 вв играют быстрее, чем тогда, невозможно доказать - как и опровергнуть. А вот то, что в 18 в. играли медленнее, чем в 17 - об этом писали в 18 в. современники. Например, оперы Люлли затянулись в полтора раза по сравнению с оригинальным временем, и их поэтому пришлось сокращать.

  • 1