?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Суд Соломона" в искусстве. Часть 1
tito0107
Напомню историю:

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.


Все время испытываю некоторую неловкость, когда показываю детям картины на этот сюжет и напоминаю историю. И дело, конечно, не в том, что женщины - блудницы, а в жестокости: ну как так, отдать при матери приказ об убийстве ее ребенка? (О том, что невинный младенец имеет право на жизнь, как то задумываешься уже во вторую очередь). Ну и, кстати, ничего не говорится о том, что женщина, подменившая ребенка, получила какое-то наказание ничего не говорится.

Суд Соломона - не самый популярный из ветхозаветных сюжетов, но возможно, древнейшее живописное произведение на ветхозаветную тему иллюстрирует как раз его. Речь об этой помпейской фреске:



13605247854_5d5a84d9d1_b.jpg

Целиком

Judgment of Solomon
Суд Соломона, фреска "Дома врача", Помпеи, 1 в. н.э. (до 79 г.)
О ней
Две фигуры на последнем фрагменте - предположительно Сократ и Аристотель, завидующие мудрости Соломона. Возможно, новохронологи увидят в этом дополнительное свидетельство в пользу того, что Помпеи погибли в эпоху Возрождения. Но у меня нет полной уверенности, что здесь изображен именно суд Соломона. Младенец почему-то почти такого же роста, как и взрослые, все персонажи - карлики. Хотя, конечно, выглядит очень убедительно.

Другие изображения на этот сюжет относятся уже к христианской эпохе

880 ок.jpg
Библия Сан Пауло фуори ла Мура, ок. 880 г.
Иконографически в чем-то близко к помпейской фреске. Младенец лежит на подобии алтаря, в руке у воина, собирающегося его разрубить - топор, а не меч
По Библии, суд состоялся в начале правления соломона, когда он был еще молодым человеком. В картинах и скульптурах он чаще всего и показывается молодым, иногда совсем юным, но иногда - человеком средных лет и даже стариком.

10-11 в.jpg
Пластинка из словой кости, Византия, 10-11 вв.
И в этом случае и в предыдущем еще очень сильно влияние античной стилистики.

Дальше - уже чисто средневековая, готическая стилистика:

Master_of_Jean_de_Mandeville_(French,_active_1350_-_1370)_-_Solomon_Teaching_Rehoboam;_The_Judgment_of_Solomon;_Solomon_Testing_the_Legitimacy_of_Three_Brothers_-_Google_Art_Project.jpg
Мастер Жана де Мандевиля (раб. 1350-1370). Суд Соломона здесь - на изображениях с красным фоном

Weltchronik_Fulda_Aa88_306v_detail.jpg

Weltchronik_Fulda_Aa88_307r_detail.jpg
Миниатюры "Всемирной хроники" Фульдского аббатства, ок. 1350-1375
Здесь младенца уже успели порядком истерзать

Wenzel Bible.jpg
"Библия Венцеслава", ок. 1389-1400
Младенцы лежат в колыбелях, а одна из блудниц - очень страшная. Как она могла прокормить себя, не говоря уже о чужом младенце?

1412-15.jpg
Мастер Бусико, ок. 1412-1415.
Младенец снова лежит на столике для разрубания, уже никоим образом не напоминающем алтарь

Stefano_d'antonio_vanni,_giudizio_di_salomone,_1440-50_ca._02.jpg
Стефано д'Антонио Ванни, фреска трапезной Сант-Андреа, в Черчина, ок. 1440-1450
Младенец снова истерзанный

Judgment_of_Salomon_Doges_palace_Venice_2.jpg
Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло, капитель колонны во Дворце дожей, Венеция, 1420-е

Paolo_Monti_-_Servizio_fotografico_-_BEIC_6343025.jpg
То же, в другом ракурсе


1280px-Nuremberg_chronicles_f_47v_1.png1493.png
Нюрнбергская хроника Хартмана Шеделя, 1493

(ca.1537).jpg
Лукас Кранах Старший, ок. 1537
Лукас Кранах - еще средневековый, готический художник. А вот другой Лукас - ван Лейден - гораздо более ренессансный

Solomon_judges_the_case_of_the_two_harlots._Aquatint_after_L_Wellcome_V0034397.jpg
Лукас ван Лейден, 1515 Это акватинта с рисунка, но высокого качества, потому и помещаю сюда

Le_Jugement_de_Salomon_-_Giovanni_Maria_Mosca между 1493-ё507 ум. 1574.jpg
Джаммария Моска (между 1493 и 1507-1574)
Здесь еще тоже много средневекового, несмотря на претензии на классичность

Дальше уже чистый ренессанс

Giacomo Pacchiarotto 1474 - 1540.jpg
Джироламо Паккьяротто (1474-1540), нач. 16 в.

Giorgione,_giudizio_di_salomone.jpg
Джорджоне, ок. 1505

The Judgement of Solomon - Giorgione.jpg
Эта работа также приписывается Джорджоне

Loggia_di_raffaello_06.jpg1518-19.jpg
Рафаэль и мастерская, 1518-1519
А здесь уже почти маньеризм

Sebastiano-Del-Piombo-The-Judgment-of-Solomon.JPG
Себатьяно дель Пьомбо, 1510-е(?)
Как по мне, так сильно лучше Рафаэля

Giacomo Bertoia 1569-71.jpg
Джироламо Бертойя, фреска виллы Фарнезе (Капрарола), 1569-1571
(Почти такая же композиция в часослове Анны де Монморанси, созданном на 20 лет раньше)
Переносимся на север, куда ренессанс приходит сразу в маньеристическом варианте

Floris, Urteil des Salomon - Judgement of Solomon / Floris/ c.1545/50 - Floris, Jugement de Salomon
Франс Флорис, ок. 1545-1550
Соломон - в облике римского императора

Antoon_Claeissens_-_between 1605 and 1613.jpg
Антон Клейссенс, между 1605-1613
Явно вдохновлялся работой Флориса.
Далее - "Суд Соломона" в искусстве 17-19 вв.


Posts from This Journal by “христианские сюжеты в искусстве” Tag


  • 1
Вопрос возникает... Как же они к самому Соломону-то в один день пробрались? Вот это демократия! И что есть "блудница", еще понять надо. Помню, один священник выступал, утверждая, что блудница - любая незамужняя женщина(не девица).

Edited at 2017-12-27 03:03 pm (UTC)

Это не то, чтобы демократия, это доступность власти для народа.

Истинно! Доступность! В речи часто используют слово "демократичность" как "без преград". А про блудниц что скажете?

Про блудниц не знаю, что сказать. Поэтому промолчу.

В старину, и у нас на Руси тоже правитель решал тяжбы. Этому отводились определенные часы каждый день. Но, в соответствии с иерархией. Очевидно это были не совсем простые блудницы ;)
Либо у Соломона была низенькая пирамида власти.

Тут больше о живописи блог) Но нельзя не принимать живописные полотна как свидетельства дней давно минувших.И да, вопросов очень много возникает. Спасибо автору, что популяризирует художественные произведения.

Был вопрос "Как же они к самому Соломону-то в один день пробрались?" вопрос вполне не относящийся к живописи. С другой стороны бесполезно разбирать живопись отстранено от контекста.

Мне показалось, что автор не приветствует подробный разбор сюжета в исторической направленности. Вот я о чем. Интереснейшая тема про блудниц, кои не были таковыми как мы себе представляем. Только недавно, в 19 веке в Европе, были дома для одиноких женщин, которые не вышли замуж. Они работали - шитье, вышивка. Зарабатывали на хлеб. "Непотребная" - оказавшаяся ненужной. Недавно читала в ЖЖ, только не помню у кого, на эту тему. Здесь надо разбираться подробнее. Гейши Японии, ведь четко обозначается, что не было их ремеслом "оказание определенных услуг". Мария Магдалена была просто свободной женщиной, не замужем. И те женщины, что пришли к Соломону, вряд ли представляли из себя представительниц древнейшей профессии. Социальный пласт - свободные, незамужние, "блудницы". И не стоит сбрасывать со счетов проблемы перевода.

Я допускаю. что автор это не приветствует, но у меня этот пост оказался каким то образом во "френд ленте" так что, пусть терпит. (или удаляет. Я историк)))
По поводу Блудниц. Нужно смотреть первоисточник, Как, каким словом там это написано. Возможно это просто упрощенная транслитерация. На Руси слово Бледь или Блядь или Блуд, обозначало ошибку. Отсюда "блуждать" и "Блудить" - нарушать божий закон. Протопоп Авакум, в "Пустозерской прозе" по поводу никонианских введений писал - "сие есть неправда, - а римская блядь"
Вобщем рожать детей вне брака это считалось у христиан "ошибкой"

Да, вот примерно так).Как восприятие определенной культурой - "неправильные". А в старой культуре - просто свободные, которых некому содержать, вынужденные работать.

"Я допускаю. что автор это не приветствует, но у меня этот пост оказался каким то образом во "френд ленте" так что, пусть терпит. (или удаляет. Я историк)))"

Отчего же не приветствую? Я любые комментарии приветствую, кроме троллинга, спама и оскорблений. Так что продолжайте.

Спасибо. А я если позволите, добавлю вас в друзья. Очень интересный обзор.

Отлично! Не знал о такой фреске.

Она не очень известна. Хотя, безусловно, известности заслуживает большей.

Какой необычный стиль (непропорционально маленькие ноги и нижняя часть туловища). Существуют ли еще фрески/ картины с такой особенностью?

Что-то похожее вроде бы видел. Надо поискать еще.

Спасибо, фреска действительно совершенно для меня неизвестная. А как у Кранаха красный цвет играет, мастер!

Подразумевается, конечно, что ни один воин не задумается разрубить младенца...

  • 1