tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Еще немного о моде

саегд.jpg
Братья Лимбург. Месяц май, миниатюра "Великолепного часослова герцога Беррийского". До 1416

Из книги "История женщин на Западе" Т.2. Тезисно
- Мода поначалу не воспринималась как женский заговор. Монастырские хронисты 12 века обличали поначалу не женщин, а мужчин, обвиняя их в женоподобии (слишком яркая и облегающая одежда, слишком ухоженные волосы). В 14 веке уже писали. что женщины уподобились мужчинам: ходят по улицам в башмаках с загнутыми носами (в Милане), разъезжают в двухцветных туниках на лошадях во время турниров, словно они их участницы, а не зрительницы (в Англии). Вообще, обвинение модников в подражании противоположному полу, похоже, столь же старо, как и жалобы на "плохую молодежь".
- Ткань и сшитая из нее одежда были предметом социального статуса. Платья составляли значительную часть приданного невесты. Так, Альфонс Арагонский взял за Ипполитой Сфорца приданного на 200 000 флоринов (прикинул - это несколько десятков миллионов долларов), треть из которых составляли платья, в т.ч. платье, расшитое 8966 жемчужинами и 70 унциями серебра (1465 г.) Однако, быстрая смена моды приводила к тому, что платья из приданного быстро "морально устаревали", поэтому, зачастую в приданное включали просто отрезы дорогой ткани. Поскольку специальной одежды для слуг в то время не существовало, то. что выходило из моды отдавали слугам.
- Трудности с накоплением приданного вели к тому, что браки откладывались. Некоторые моралисты были обеспокоены демографической ситуацией, по их мнению рождалось слишком мало детей, что было особенно опасно перед лицом турецкой экспансии. Хуже того, трудности с браком порождали извращение полового чувства. "Кто может родить столько народу? Людей все меньше, а содомитов все больше!" - восклицал Бернардин Сиенский (1380-1444)
- В то же время существовало множество законов, регулировавших внешний облик определенных сословий и групп населения (вплоть до одежды для членов отдельных семей). Простолюдины не должны были походить на аристократов. Регулировали ткани, цвет, форму отдельных элементов одежды. (Интересно, что средневековое общество порой представляется как этакий либертарианский рай, но, подозреваю, жители Северной Кореи взвыли бы, попади они туда).
- В отличие от большинства обществ средневековья и ренессанса в Венеции законы о роскоши не использовались для того, чтобы подчеркнуть сословные различия. Запреты касались всех, но в дозволенных рамках богатый мясник мог одеваться столь же роскошно, как и представители знатнейших семейств. Законы стремились ограничить потребление, так как горожане, стремясь "выпендриться" перед соседями порой доходили до полного разорения (это к вопросу об обществе потребления, кстати. по ссылке маленькая дискуссия на эту тему). С другой стороны, непрерывное развитие текстильного дела вело к подъему экономики. В начале 17 века законы о роскоши выходили раз в два года, за сто лет до этого - раз в десять лет в среднем (в Венеции).
- Тем не менее, мужчины и женщины находили способы эти законы обходить. Так одна пожилая венецианка добилась персонального разрешения от папы римского на ношение одежды и драгоценностей, которые запрещал местный закон.
- В средние века черный цвет был уделом монахов и монахинь определенных орденов, но на исходе ренессанса в него начинают облачаться представители различных слоев общества, причем это тоже регулировалось законодательно. Флорентийский закон 1638 г. предписывал женщинам после 6 лет брака носить платье черного цвета, а после 12 лет отказываться от всех цветных деталей. В Сиене в черное облачались после 3 лет брака. Во Флоренции и Венеции цветную одежду разрешалось носить только недворянкам в сельской местности и негражданкам в городах. Яркие цвета начинали ассоциироваться с распутными женщинами.

DTtGTVi-_y0.jpg
Бартоломеус ван дер Хелст. Портрет регентов работного дома. 1650

Вообще, 16-17 века были временем первой антисексуальной революции, а 19 век - второй. А про черный цвет в европейской культуре есть очень интересная книга Мишеля Пастуро, всем рекомендую.

Tags: 15 век, 16 век, 17 век, Европа, мода, общество
Subscribe

Posts from This Journal “мода” Tag

  • Новое у Митрича

    "Мужчина без усов – всё равно, что женщина с усами" /Чехов/ Как все меняется! Сегодня для многих усы - атрибут полуинтеллигента-неудачника, либо…

  • Дарвин о птицах и людях

    Дочитываю "Путешествие натуралиста на корабле "Бигль"". Дарвин пишет интересно обо всем: о горных породах, о животных и, конечно,…

  • О возрасте человека на картинах и фотографиях

    "Есть такая вещь, иногда встречающаяся в комментариях и которую я терпеть не могу. Вот выкладываю я какую-нибудь принцессу или принца со…

  • Европейские принцы и сиамские принцессы

    Представляю, как такой костюмчик смотрелся в конце 19 века.

  • К вчерашнему посту про моду

    Сейчас это пиаповское "О-о-о!" выглядит нелепо. А когда-то, наверное, воспринималось нормально. По крайней мере, на Западе, по крайней мере, частью…

  • О моде

    Некоторыми уже сейчас воспринимается. Вообще, меня удивляет неспособность иных людей подняться над образами своего времени. Это простительно в…

  • (Нон)конформизм

    * "На прошлой неделе издание MIT Technology Review опубликовало статью под названием «Эффект хипстера: когда все нонконформисты…

  • Мода молодых. Полвека спустя

    Недавно я выкладывал статью историка моды М.Н.Мерцаловой, опубликованную в №5 за 1968 г. журнала "декоративное искусство СССР". Текст,…

  • "Дайте мне мантилью, дайте мне гитару!"

    Франсиско Гойя. Прогулка по Андалузии. 1777. Фрагмент "Франсиско был одет по той моде, прообразом которой служили махо - молодые мадридские…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments