tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Восторженный патриот Каченовский

Кажется, в представлении многих из тех, кто о нем что-то слышал, Михаил Трофимович находится где-то рядом с Трофимом Денисовичем. Между тем, если сравнивать Каченовского и Карамзина, я бы отдал предпочтение первому, ибо он был настоящий ученый, а Карамзин, при всем своем таланте, все-же - литератор (и, в каком-то смысле, предтеча Мединского).
Вообще, здорового скепсиса нашей (да и не только нашей) исторической науке, на мой взгляд всегда не хватало.
Съ тѣхъ поръ какъ Европа обратила вниманіе свое на Исторію нашего отечества, ученые иностранцы съ благоговѣніемъ произносятъ имя Преподобнаго Нестора. Они изумились, сравнивъ Русское богатство Исторіи съ бѣдностію прочихъ странъ нашего Сѣвера, вѣкъ ранній Нестора со временемъ опоздавшихъ Скандинавовъ, прочихъ Славянъ и Венгровъ, продолжительный порядокъ и связь въ нашихъ лѣтописяхъ съ отрывками и промежутками въ прочихъ, истину и важность нашихъ съ выдумками и нелѣпостями первыхъ Скандинавскихъ, Славянскихъ и Венгерскихъ хроникъ и всѣхъ послѣдовавшихъ имъ продолженій даже до шестьнадцатаго вѣка!
Несторъ, единый лѣтописатель справедливый, занимаетъ первое мѣсто между всѣми своими товарищами.
Современникъ его Адамъ Бременскій, писалъ только о Даніи и странахъ ей сопредѣльныхъ, не простираясь далѣе своего времени. Во Франконскихъ лѣтописяхъ повѣствуется только о берегахъ Балтійскаго моря до Одера, о Даніи, потомъ о Польшѣ. Исландцы Саемундъ {Между 1056 и 1133 годами.} и Аре {Между 1068 и 1148 г.}, Несторовы современники же, можетъ быть писали умнѣе своихъ послѣдователей; но, къ сожалѣнію, труды ихъ утратились. Датчанинъ Саксонъ Грамматикъ жилъ спустя 100 лѣтъ послѣ Нестора; но еще не доказано, древнѣе ли его самаго хоть одна изъ тѣхъ нелѣпыхъ сказокъ Исландскихъ, кои для него были главными источниками. Многія племена Славянскія задолго прежде Руссовъ приняли крещеніе, и слѣдственно искуство письма; однакожь у нихъ ниже думалъ кто-либо сочинять лѣтописи. У Поляковъ наконецъ явились дѣеписатели Мартынъ {Между 1109 и 1138 г.} и Кадлубекъ {Ум. 1223 г.}; но повѣствованія ихъ противны здравому смыслу. Въ 13-мъ вѣкѣ и 14-мъ нелѣпыя басни возрастали и умножались. Полуученые монахи дополняли позднюю Исторію своего отечества выписками изъ древнихъ Греческихъ и Римскихъ сочинителей, и вносили въ нее сказанія, вовсе къ ней непринадлежащія. Вотъ въ какомъ состояніи была Словесность историческая нашего Сѣвера отъ 800 го года до 1500 го. Въ теченіи сего великаго періода Несторъ, одинъ Несторъ былъ постоянно правдивый, любящій простоту и порядокъ лѣтописатель; къ нему ближе всѣхъ Латышъ Гейнрихъ {Около 1226 г.}, хотя предметъ его не столь обширенъ. Далѣе всѣхъ отъ него Исландецъ Снорро Стурлезонъ { Ум. 1240 г.}? полуученый пустомѣля, несносный своимъ болтаньемъ.<...>
Обитатели Сѣвера жили безъ, сообщенія съ извѣстными въ то время народами Европы. Не возможно имъ было сохранить для потомства своихъ достопамятныхъ дѣяній и произшествій, ежели оныя и случались; ибо прежде введенія Христіянскои вѣры, прежде десятаго вѣка обитатели нашего Сѣвера не умѣя писать, не могли сочинять Исторіи, Руническія буквы употребляемы были въ Скандинавіи только на могильныхъ камняхъ; ими никакія не писаны книги; по крайней мѣрѣ такія книги не дошли до насъ, никто не ссылался на нихъ, и нѣтъ ни малѣйшей причины думать, чтобы оныя когда либо существовали. Сѣверные писатели, жившіе во время Несторово и послѣ него, повѣствуютъ о произшествіяхъ вѣковъ отдаленныхъ. Подобнымъ образомъ Иродотъ, бывшій у безграмотныхъ Скиѳовъ, слышалъ, что разсказывали они о произшествіяхъ, за 1000 лѣтъ до нашествія Дарія случившихся, и записалъ слова ихъ въ дорожныя свои тетради; а наши ученые въ потѣ лица трудятся и сочиняютъ на нихъ примѣчанія! Атласовъ и другіе, открывшіе Камчатку, вѣрно слышали отъ жителей нѣкоторыя нелѣпыя преданія о временахъ старобытныхъ: не уже ли надлежало бы слова ихъ внести въ Исторію и по нимъ отыскивать слѣды произшествій глубокой древности? Можно ли повѣрить человѣку, которой разсказываетъ мнѣ о приключеніяхъ, за нѣсколько сотъ лѣтъ бывшихъ, и дошедшихъ до него только по устному преданію? Кто поручится, что такія преданія изъ рода въ родъ въ неизмѣняемой цѣлости сохраняются? Кто не знаетъ, что всякой народъ имѣетъ свои басни, предшествующіе времени, отъ котораго начинается подлинная Исторія? Исландскіе сказочники написали о Короляхъ Финландскихъ, Пермскихъ и Полоцкихъ, о Монархахъ Холмгардскихъ и Острогардскихъ, съ которыми будто бы Датскіе и шведскіе государи вели кровопролитныя войны, заключали дружественные и родственные договоры еще до Рождества Христова, и потомъ въ ближайшія къ сей епохѣ столѣтія! И наши Историки не постыдились выписывать сіи нелѣпыя выдумки, о которыхъ только началъ разсказывать Саксонъ Грамматикъ, жившій сотнею лѣтъ позже Нестора! Еще позже вымышлены собственно такъ называемыя Исландскія сказки или преданія, съ которыми однажожь не должно смѣшивать подлинныхъ лѣтолисей. Снорро Стурлезонъ и ему подобные уроженцы изъ такой земли, гдѣ передъ симъ за 1000 лѣтъ никто не умѣлъ грамотѣ, выдаютъ себя знающими о произшествіяхъ, которыя будто бы случились до нихъ за 500, за 800, даже за 100 лѣтъ, и притомъ внѣ ихъ отечества; между тѣмъ какъ Несторъ, природный Русской, прежде ихъ жившій, ничего не знаетъ о сихъ произшествіяхъ!

1809 г.
Надо полагать "за 500, за 800, даже за 1000 лет"

Как видим, поначалу Каченовский признавал "Повесть временных лет" вполне достоверным источником, отдавал ей предпочтение перед анналами других народов. В подлинности "Слова о полку Игореве" он также первоначально не сомневался. Потом, как известно, его взгляды изменились, период русской истории до 13 века он стал считать "баснословным" (современный аналог этого термина - "дописьменный"). Но скептики в эпоху романтизма были не нужны.
Tags: 19 век, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Ю.В. Готье. Замосковный край в 17 веке

    Здесь Может, кому-то пригодится. Карта Замосковного края. Штриховкой, я так понимаю, обозначены дворцовые волости. Здесь в большом…

  • Древняя история кельтов

  • (no subject)

    История многообразна и сколько ни изучай её, всегда найдётся какой-нибудь факт, который ты должен знать, но не знаешь. Сегодня вот узнал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments