tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О детской и молодежной моде

Сразу оговорюсь, «детская мода» - понятие внутренне противоречивое. Ибо мода предполагает свободный выбор, детям же такой выбор не доступен в принципе. Т.е. дитё, конечно, может закапризничать: «Не хочу носить это, хочу то!», но уже от воли родителей (или опекунов) зависит, будут ли эти капризы удовлетворены. Ребенок находится в экономической зависимости, а потому не свободен априори.


А. ван Дейк.


Ф.-О. Рунге.

До конца 18 века такого понятия. как «детская мода», «детский костюм» фактически не существовало. Детская одежда от взрослой отличаласть только размерами и пропорциями. Одежда была только младенческая и взрослая. Года в 4 младенческое платье меняли на взрослую одежду, мальчикам надевали брюки.
Все меняется к концу эпохи Просвещения все меняется. Люди вдруг осознали, что дети – это не взрослые и что одевать их надо иначе. Можно про всякие педагогические идеи Просвещения вспомнить, но мне лень это делать. Просто констатирую факт. Отныне детская одежда отличается от взрослой прежде всего свободным покроем. Может, влияние сентиментализма сказалось со свойственным тому времени стремлением к естественности.



У. Хогарт


Ф.-О. Рунге.


Кстати, парадокс. Когда мужчины носили узкие кюлоты, мальчики носили свободные штаны. А в 19-м веке, когда длина брюк увеличилась, мальчики наоборот стали носить короткие штаны.
Это что касается детской моды. Параллельно, или чуть позже возникает и детская литература, и детская музыка и еще много чего детского.
Будь я закоренелым детерминистом, связал бы феномен детской моды с ростом продолжительности жизни в Европе. В течение 18 века она выросла на 10 лет, с примерно 25-и до 35-и лет в развитых странах. Но все же, такая связь мне не кажется однозначной.
А в середине 20 века возникает молодежная мода. В отличие от детской моды, которая была навязана детям сверху, молодежная появилась снизу. Тогда же зародились и различные молодежные субкультуры, и само понятие «молодежная субкультура».
Параллельно, и, похоже, почти независимо друг от друга в развитых странах европейской цивилизации возникают такие движения (если только их можно назвать движениями), как «зут свит», «зазу» и «дети свинга». Это произошло где-то на рубеже 1930-40-х. Наши стиляги появились со значительным опозданием.
Кстати, костюм представителей этих групп мало чем отличался от «взрослого» костюма.





Все те же пиджаки, брюки и галстуки, только уж очень нелепые с точки зрения официальной моды. Поэтому такая одежда и воспринималась обществом, как вызов. Чуть позднее, в 1950-е, молодежь одела джинсы и куртки-косухи, одежду ковбоев и пилотов. Параллельно появляется и молодежная музыка.
Если детскую одежду, детскую литературу и детскую музыку творили взрослые, то молодежную музыку и моду создавала сама молодежь. Чуть позже, когда взрослые дяди поняли, какую выгоду из всего этого можно извлечь, они тоже стали участвовать в создании продукции для молодежных субкультур. Тем не менее, даже сейчас их влияние не тотально.
Возвращаюсь к демографии. Представляется, что есть определенная связь между увеличением продолжительности жизни, и следовательно, возрастанием % численности среднего и старшего возраста и размежеванием культуры на детскую, молодежную и взрослую.
Появление детской субкультуры совпало с началом Промышленной революции ( и резким ростом населения, вызванным этой самой революцией), появление молодежной субкультуры – с началом второго промышленного перехода и НТР. (Интересно, можно ли рассматривать информационную революцию, как часть НТР, или наоборот?). Это пока все так, предварительно. Потом надо будет тему развить.
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, Европа, демография, живопись, искусство, история, культура, мода, общество, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments