Пьер-Этьен Фальконе. Портрет Мари-Анн Колло, 1773
Женщин-скульпторов в прошлые века (да и в нынешнем, кажется) было еще меньше, чем женщин-живописцев. Вероятно, это связано с тем, что занятие скульптурой требует большей физической силы, да и времени тоже больше требует. Но вот парадокс - я могу вспомнить довольно много посредственных женщин-живописцев из прошлых веков, а вот посредственных женщин-скульпторов - не могу. Видимо, в скульпторы шли самые талантливые и упертые. И Мари-Анн Колло (1748-1821). В пятнадцать лет она пришла натурщицей в студию скульптора Жана-Батиста Лемуана, в 16 стала ученицей Этьена-Мориса Фальконе. С ним 18-летняя девочка приезжает в Санкт-Петербург. Колло знают, в первую очередь, как автора головы Петра I- Медного всадника, но парадокс в том, что голову создал сам Фальконе по эскизу своей ученицы, внеся в нее некоторые изменения. А вот портреты, которые создавала Мари-Анн не так известны, хотя портретисткой она была выдающейся, почти не уступала (а может и совсем не уступала) нашему Шубину. Гляжу я на них, и не хочется вспоминать свои жалкие потуги на том же поприще...
Этьен-Морис Фальконе, между 1767 и 1773
Пьер-Этьен Фальконе, 1768-1769. Гипс
Как непринужденно лепит!
Очень хороший бюст, но по моему опыту, создавать образы тех, кто тебе действительно дорог, сложнее всего. Впрочем, наверное, есть и другой опыт.
Дени Дидро
Екатерина II
Великая Княгиня Наталья Алексеевна, 1775
Мэри Каткарт, дочь английского посла в России (?), 1768-1772
По мне - "чистейшей прелести чистейший образец".
Дальше пошли портреты, сделанные не с натуры (и это хорошо заметно, причем они не хуже натурных):
Петр I
"Славный король" Анри IV
Герцог Салли
Вольтер
Дальше был неудачный брак с сыном Фальконе, Пьером-Этьеном, живописцем-портретистом, который избивал свою жену, о чем она жаловалась властям. В 1783 г. еще совсем молодая женщина бросила занятия скульптурой и восемь лет ухаживала за своим старым учителем, разбитым параличом. В 1791 г. Фальконе умер, в том же году умер и его сын, Пьер-Этьен (1741-1791). Мари-Анн дожила до 1821 г., посвятила себя воспитанию единственной дочери и скульптурой больше никогда не занималась.
(Тут простор для конспирологов, можно бы предположить, что все ее произведения создал сам Фальконе, а когда он занемог - и она занятия скульптурой забросила. Но это попахивает святотатством и, конечно, совершенно бездоказательно).
Поздравляю всех читательниц!