Previous Entry Share Next Entry
Про учебники
tito0107
Из интервью В.А. Садовничего:
"Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано неизвестно что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Звоните побольше в колокола! Да, сейчас идет сжатие количества учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьниках. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали".

Последняя фраза вообще шедевральна, но я о другом. Почему 2-3 учебника лучше, чем 120? В конце концов, все учебники проходят рецензирование и совсем уж плохие должны отсеиваться на этой стадии, а далее выбор должен оставаться за учителем*, по какому учебнику он будет учить детей. Конечно, ученик может готовиться и по другому учебнику, но тот учебник, который выбрал учитель, он тоже должен иметь в виду.
Но, при наличии хорошего учителя и Интернета учебник не очень-то и нужен. Даже в доинтернетовскую эпоху, когда я учился в школе, у нас были учителя, которые никогда ничего не задавали нам по учебнику.
Да, я понимаю, учебник может быть нужен для самостоятельного образования, в первую очередь, по точным и естественным наукам, может быть, по языкам (в силу системности изложения). А вот учебники по гуманитарным наукам - это для ленивых учеников и учителей. К экзамену, наверное можно подготовиться, впрочем, для многих обучение - это и есть подготовка к экзамену (и, увы, система настроена именно на это).

*На практике, насколько я знаю, это не так, во всяком случае, не везде. В дополнительном образовании, в отличие от общего, тут более-менее все свободно.

Posts from This Journal by “образование” Tag

  • Про мальчика из Нигерии

    В интернетах пишут про 11-летнего мальчика из Нигерии, который создает гиперреалистичные рисунки по фотографиям. Сколько ж я видел таких детей,…

  • Лимонов о школе

    Отсюда Для тех, кто давно следит за его творчеством - ничего принципиально нового. "В школу мы ходили неохотно, разве что как в привычный клуб,…

  • Л. Петрановская про "горизонтальную карьеру"

    "Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием…

  • О "призвании"

    "Любая попытка представителей этих профессий требовать нормальных условий и оплаты труда вызывает искреннее недоумение на всех уровнях - вплоть до…

  • О распределении

    А.И. Китаев. "Родное дитё на периферию?" 1954 Сегодня говорил с отцом про новый закон (пока еще не принятый) про распределение после…

  • О развитии критического мышления

    "В шестом или седьмом классе моя дочь как-то пришла из школы и рассказала, что они начали изучать древесных осьминогов. Я очень удивилась и сказала,…


  • 1
Потому что "историю нельзя отпускать" контролировать два-три учебника проще, чем сто двадцать. Кстати говоря, вот только что знакомого жены уволили из вуза за то, что он в своем курсе написал про оккупацию Крыма, а не "возвращение" или "присоеденение".

Это само собой. Но учителям (нормальным) и ученикам это зачем?

Знакомый, кстати, мог бы написать нейтральное "присоединение".

Наверное, он не мог.
Как не мог съездить в Крым и убедить тамошнее население в том, что они оккупированы. Ох, сложно "честным" учителям.

> Потому что "историю нельзя отпускать" контролировать два-три учебника проще, чем сто двадцать.

Встает риторический вопрос, почему государство вообще должно контролировать учебники... Речь ведь идет не о качестве (для обеспечения качества нужно в первую очередь контролировать учебный процесс, а не содержание учебников), а о идеологической составляющей.

> написал про оккупацию Крыма, а не "возвращение" или "присоединение".

Ну, если чисто формально, то он не прав по терминам: Крым был не оккупирован, а аннексирован. Оккупация - установление контроля над чужой территорией без включения в состав государства, аннексия - включение чужой территории в свой состав. Исторический пример: нацистская Германия фактически оккупировала большую часть Европы, но аннексировала лишь небольшую ее часть. Например жители оккупированных Нидерландов не стали гражданами Германии. А вот люксембуржцы, наоборот, стали, поскольку Люксембург был именно аннексирован, а не оккупирован.

Хотя подозреваю, что если бы ваш знакомый написал "аннексия Крыма", то у него тоже были бы проблемы. И это печально!

и Интернета учебник не очень-то и нужен

Ключевая фраза.

Садовничий в образовании – примерно то же, что Кобзон в эстрадном деле. Это такое перманентное ДНР/ЛНР (откуда они оба родом) с особой иерархией ценностей.

Учебники по всем предметам должны быть единые. Не позже 1988 года издания.

У нас в Бельгии (по крайней мере во Фландрии) как таковых обязательных учебников нет вообще, ни по каким предметам. Есть утвержденный минобром "учебный план", где указаны темы, которые должны быть рассмотрены за время учебного года, но в довольно общих чертах. А конкретное наполнение - на усмотрение учителя. Кто-то использует учебники, кто-то сам пишет и размножает на ксероксе свой конспект-"самиздат", кто-то вообще просто дает детям сборную солянку из разных статей и прочих материалов по теме. Раз в год бывает комиссия минобра, которая смотрит, насколько эти материалы соответствуют учебному плану, контролируют содержание контрольных работ и т.д.

В университетах и того свободнее. Видимо подразумевается, что человек, получивший научную степень, вполне в состоянии сам составить учебный курс по своему предмету.

А вот во Франции государство гораздо сильнее контролирует содержание школьных учебных программ. Но Франция это вообще по сути самое централизованное и "этатистское" государство Европы.

На мой либертарианский взгляд и то, что в Бельгии, излишне.

"Видимо подразумевается, что человек, получивший научную степень, вполне в состоянии сам составить учебный курс по своему предмету"
По мне, так это должен мочь любой нормальный учитель. И большинство могут.

(Deleted comment)
У них отличный консенсус, в рамках которого они неформально забывают рассказать про геноцид, который устроили в Африке.

(по словам самих бельгийцев)

Нам до такого, как до луны, у нас непременно найдётся тот учитель-демшизик, который молчать не станет.

Ну так если страна и дух такие, что от учебников разрушаются...

Советские страна и дух именно такие.

Кроме шуток, советским нельзя в преподавание истории. Это как дураку стеклянный хер вручить. Да простит меня автор поста. Они что с 3 учебниками, что со 150 всегда попадут в эпицентр.

Вот, кстати, студенты и старшеклассники вышли на демонстрацию - в том числе и за большее разнообразие учебников https://anna-bpguide.livejournal.com/691613.html.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account