Художники, которым не повезло -92. Пьетро Торриджано
История Пьетро Торриджано (Торриджани, 1472-1528) напоминает мне известный анекдот про козу (18+). Талантливый скульптор, человек с биографией куда более сложной и интересной, чем у Бенвенуто Челлили - а известен, в первую очередь, тем, что сломал нос Микеланджело.
Вазари винит в инциденте самого Торриджано: дескать, снедала его черная зависть, Челлини пишет, что Микеланджело сам нарвался, кто теперь разберет, пять с лишним веков спустя. Возможно, сам Пьетро впоследствии неоднократно пожалел, о том, что в юности распускал руки. Он бежал из Флоренции (очевидно, у Лоренцо Великолепного были причины недолюбливать тех, кто ломал людям носы), несколько лет был наемным солдатом, потом работал в разных землях: Болонье, Риме, Нидерландах, Англии (дважды), Испании. В 1519 г. он ненадолго вернулся во Флоренцию, откуда вновь отправился в Англию и затем в Севилью. Там он был обвинен испанской инквизицией в ереси и умер в тюрьме (по некоторым сведениям, от голодовки).
Христос Избавитель, ок. 1500-1510

Бюст Генриха VII, 1509


Надгробие Генриха VII и Елизаветы Йорк, 1512- после 1517

За эту работу Торриджано получил 1500 фунтов


Атрибутировано Пьетро Торриджано. Бюст Генриха VII по посмертной маске, ок. 1509

Мужской портрет, ок. 1510-1515

Мужской портрет, ок. 1510-1515

Монумент доктора John Yonge (ум. 1516), Пьетро Торриджано, или скульптор его круга, т.н. Мастер Капеллы Роллс

Mater Dolorosa (Скорбящая Богоматерь)

Мадонна с Младенцем, 1515


Св. Иероним, 1522




Одна из самых сильных работ Торриджано. Поистине, микеланджеловская мощь в этом аскете!

С другой стороны, похож на некоторых сторонников ЗОЖ))

Этот известный бюст Лоренцо Медичи иногда связывают с именем Торриджани. (Кстати, подумалось: что бюст Дироламо Бенивьени, сфальсифицированный Бастианини, могли бы выдать за работу Торриджани. В 1519 г. Бенивьени было примерно столько же лет, сколько человеку на этом портрете).
Хороший рассказ о Торриджано на русском (некоторые фотки оттуда).
Вазари винит в инциденте самого Торриджано: дескать, снедала его черная зависть, Челлини пишет, что Микеланджело сам нарвался, кто теперь разберет, пять с лишним веков спустя. Возможно, сам Пьетро впоследствии неоднократно пожалел, о том, что в юности распускал руки. Он бежал из Флоренции (очевидно, у Лоренцо Великолепного были причины недолюбливать тех, кто ломал людям носы), несколько лет был наемным солдатом, потом работал в разных землях: Болонье, Риме, Нидерландах, Англии (дважды), Испании. В 1519 г. он ненадолго вернулся во Флоренцию, откуда вновь отправился в Англию и затем в Севилью. Там он был обвинен испанской инквизицией в ереси и умер в тюрьме (по некоторым сведениям, от голодовки).
Христос Избавитель, ок. 1500-1510

Бюст Генриха VII, 1509


Надгробие Генриха VII и Елизаветы Йорк, 1512- после 1517

За эту работу Торриджано получил 1500 фунтов


Атрибутировано Пьетро Торриджано. Бюст Генриха VII по посмертной маске, ок. 1509

Мужской портрет, ок. 1510-1515

Мужской портрет, ок. 1510-1515

Монумент доктора John Yonge (ум. 1516), Пьетро Торриджано, или скульптор его круга, т.н. Мастер Капеллы Роллс

Mater Dolorosa (Скорбящая Богоматерь)

Мадонна с Младенцем, 1515


Св. Иероним, 1522




Одна из самых сильных работ Торриджано. Поистине, микеланджеловская мощь в этом аскете!

С другой стороны, похож на некоторых сторонников ЗОЖ))

Этот известный бюст Лоренцо Медичи иногда связывают с именем Торриджани. (Кстати, подумалось: что бюст Дироламо Бенивьени, сфальсифицированный Бастианини, могли бы выдать за работу Торриджани. В 1519 г. Бенивьени было примерно столько же лет, сколько человеку на этом портрете).
Хороший рассказ о Торриджано на русском (некоторые фотки оттуда).