tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Об изящных "больших стилях"

Таковых, по моему мнению, в истории европейского искусства было три: интернациональная готика, рококо и модерн. И один неизящный - неоклассицизм. Но обо всем по порядку.
Мне не очень нравится, когда под одним термином объединяют стили в музыке, литературе и визуальных искусствах. Так уж устроен человеческий мозг, что он не любит хаоса и случайности и везде ищет систему. Да, скажем, для барочной музыки характерна сложности и для барочной архитектуры тоже характерна, но найти нечто общее можно и у дикобраза с планетой Юпитер. Музыка, литература и изобразительное искусство говорят на принципиально разных языках и в объединении их в один стиль видится некоторая натянутость. (Хотя я не вижу ничего плохого в использовании, скажем, терминов "барокко", или "классицизм" применительно к музыке и литературе. И уж тем более, не имею ничего против термина "музыка эпохи барокко")*.

1400.jpg
Неизвестный английский мастер, ок. 1400 г.

Более того, объединение под одной маркой архитектуры и живописи порой выглядит натянутым. Скажем, живопись Рубенса и архитектура раннего фламандского барокко (в том числе собственный дом художника, построенный по его проекту) - много ли у них общего? (По мне, так с архитектурой Борромини общего у живописи Рубенса куда больше). Нет в этом доме ни извилистых S-образных линий, ни особого динамизма. Вообще, как я уже писал неоднократно, архитектуру барокко уместно разделить на два стиля: "постренессанс" и "проторококо". Или, напротив, объединить архитектуру ренессанса, барокко (включая сюда "барочный классицизм" 17 в.) и рококо в один "сверхстиль". Использование античной ордерной системы, своды на люнетах, зеркальные своды, кессоны, раскреповки, сложные двойные и тройные купола (там, где они есть), овальная планировка - все это (или почти все) встречается уже в архитектуре возрождения и получает развитие в последующие века. Этот "суперстиль" можно определить и через отрицание, как "не-готику".

Так вот, все три стиля: интернациональная готика, рококо и модерн складывались стихийно из элементов, порой существовавших задолго до этого, имели распространение на широкой территории и были всеобъемлющими, т.е. охватывали почти все виды визуальных искусств, вт.ч. прикладные: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, костюм, мебель. Все их объединяет любовь к хогартовским S-образным линиям и к нежным, изысканным цветам. И каждый является своего рода пиком в развитии искусства, но целостность и гармония существуют недолго.

_7.jpg
Иоганн Батист и Доминик Циммерманы. Кафедра Вискирхе

В отличие от них, неоклассицизм, во многом, складывался планомерно и строился как антитеза рококо. Его можно считать первым в череде "историзмов" 19 века. Подражательный характер заставляет стремиться к стилистической чистоте, но это стремление приводит к тому, что даже в сравнении с французским классицизмом 17 в. и английским палладианством он выглядит сухим и выхолощеным: и архитектура и скульптура и живопись. Русская архитектура классицизма и ампира, на мой взгляд, в целом, интереснее и "живее", чем западноевропейская того времени, но это потому, что наш классицизм (не случайно без приставки "нео-") - своего рода аналог и ренессанса (в Италии) и классицизма 17 века. Неоклассицизм не любит "хогартовские" линии, впрочем, место для изящества остается в костюме рубежа 18-19 вв., как мужском, так и женском.

0_2004af_82e01006_X4L.jpg
Густав Климт

Еще один стиль - "изящный" но не "большой" - маньеризм. Он был распространен на широкой территории, но охватывал, прежде всего, живопись и скульптуру и, отчасти, декор (но последний - скорее переходное явление между ренессансом и барокко). "Маньеристический костюм", "маньеристическая мебель" - кажется, даже терминов таких нет. Маньеристиеская архитектура - тоже понятие условное. Между архитектурными проектами Вазари и его же живописью общего куда меньше, чем между живописью и архитектурными проектами Рубенса.
Теперь надо бы написать про каждый из этих стилей по отдельности (в дополнение к тому, что писал). И, конечно, про ренессанс - почему о нем уместно говорить скорее как об эпохе, чем как о стиле.


*Можно идти от ассоциаций. Скажем, "Лунная соната" и "К Элизе" вызывают у меня в памяти картины Фридриха. А вот картин назарейцев не вызывают, как и картин Давида, или Тёрнера. Но это субъективно.

P.S. Интересно, никто не заметил, что "К Элоизе" - это у Наутилуса, а у Бетховена - "К Элизе"



Tags: искусство, стили
Subscribe

Posts from This Journal “стили” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments