tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Перспективное. Об одном рисунке и картине братьев Чернецовых.

Больше года назад я писал пост про виды Костромы первой пол. 19 в.
В том сообщении я допустил одну существенную ошибку:
Точка с которой делался рисунок Г.Г. Чернецова (с церквями Знамения и Воскресения на Дебре) находилась в ином месте.


Г. Г. Чернецов. Вид Костромы, 1838 (?).

Отчасти, меня ввела в заблуждение подпись к рисунку, гласящая, что это вид на Воскресенскую церковь со стороны Татарской слободы. В действительности, от точки, указанной мною в том посте до дебринских церквей – почти километр, и они не могли казаться столь крупными.


Вот такой примерно вид открывается с этого места сейчас.
В действительности точка съемки находилась существенно ближе к храмам Воскресения и Знамения – в районе Воскресенского переулка (еще недавно он назывался Музейный). Думаю, до ц. Знамения было метров триста.
К сожалению, в настоящее время эта территория практически вся застроена, так что 100% точности достичь не получилось. Но и такое приближение вполне достаточно.
В общем, получилась у меня вот такая реконструкция:




Цифрами обозначены:
1. Ц. Преображения в Спасской слободе за Волгой. Рядом - Никольская ц. (разрушена).
2. Ц. Рождества Христова на Нижней Набережной (разрушена).
3. Ц. Вознесения на Дебре. В настоящее время восстанавливается.
4. Успенский и Богоявленский соборы с колокольней (разрушены)
5. Ц. Спаса в Рядах (восстановлена в 1970-е гг.)
6. Борисоглебская ц. на Муравьевке (разрушена)
7. Ц. Знамения и Воскресения на Дебре.
На переднем плане на берегу Волги – дома Каржавина и Стоюнина, о которых я писал в предыдущем посте.
В целом на рисунке Чернецова перспектива передана очень точно. Возможно, он использовал какое-то техническое приспособление (камеру-обскуру?). На восходящей к этому рисунку картине, Никанора Чернецова (брата Григория Чернецова) датируемой 1862 г. и находящейся в Харьковском художественном музее перспектива уже не столь точна. Искажен также облик некоторых зданий.



Н. Г. Чернецов. Вид Костромы, 1862.

С датировкой картины также не все ясно. Рисунки Г. Чернецова, изображающие Кострому вроде бы датируются 1838 г., временем путешествия братьев по Волге.
В заключение пара фотографий, сделанных в том районе.


Эта, похоже, сделана ближе всех к точке съемки чернецовского рисунка, но заборы мешают. Здесь ведется стройка, наверное, многоквартирный дом.


Вид на дебринские церкви.



Tags: 19 век, 21 век, Кострома, Россия, архитектура, атрибуция, графика, датировка, живопись, зрительное восприятие, искусство, личное, перспектива, разрушения, реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments