tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Про Писарева и антидетерминизм применительно к архитектуре

Недавно в сообществе arch_heritage был опубликован пост с цитатой из Дмитрия Писарева. Я как-то раньше мимо него проходил, а ведь, оказывается, человек интересные вещи писал, к тому же весьма близкие мне лично. Далее, прошу прощения за обильное цитирование, ну да Дмитрий Иванович в суд не подаст за нарушение авторских прав.

Каждому читателю случалось, конечно, не раз слышать и читать возгласы о том, что архитектура такого-то века и такого-то народа воплотила в себе всю жизнь, все миросозерцание, все духовные стремления этого века и этого народа. Французские историки и туристы особенно бойко и самоуверенно умеют читать историю и мысли отживших народов в каменных сводах, колоннах, портиках, капителях, фронтонах и разных других архитектурных украшениях. У этих господ на каждом шагу встречаются выражения: "гранитная поэма", "эпопея из мрамора"; эти выражения прикладываются ими к очень большим зданиям, вроде Колизея, Ватикана или собора св. Петра; если бы они были последовательны, то маленькие строения, с претензиями на элегантность, должны были бы называться на их фигурном языке - мадригалами из кирпича или сонетами из дуба.
Если поверить этим господам на слово, то окажется, что им, для основательного изучения прошедшего, совсем не нужны письменные документы; они берутся угадать и рассказать вам всю подноготную на основании мраморных поэм и гранитных эпопей. Приведите такого господина в древний греческий храм и предупредите его заранее, что это - точно греческий храм, ваш господин сию минуту начнет вам объяснять, что во всем характере и во всех отдельных подробностях архитектуры отразилась светлая и гармоническая полнота греческого духа. И столь усладительно начнет он вам повествовать о греческом духе, и такую элегическую грусть он на себя напустит по тому случаю, что древние греки все померли, и такую он перед вами развернет картину олимпийских игр или элевзинских таинств, что вы совсем растаете и припишите все его красноречие чудотворному влиянию греческого духа, замурованного в стены, в колонны и в своды древнего храма. Приведите этого господина в Алгамбру и скажите ему, что она была построена в таком-то веке, таким-то калифом, - сию минуту польются увлекательные речи о пылкости арабской фантазии. А в готический собор лучше уж совсем не водите вашего словоохотливого туриста, - тут уж конца не будет чтению гранитных поэм; в каждом стрельчатом окошке он будет усматривать выражение средневекового идеализма, стремившегося оторваться от земли и улететь в пространство эфира.
Словом, турист всегда будет угадывать верно, по той простой причине, что он, как человек довольно начитанный, будет всегда знать заранее, что именно в данном случае должно быть угадано. Если мы знаем заранее, что такое-то здание было построено тогда-то, таким-то человеком, для такого-то употребления, то, разумеется, входя в это здание, мы невольно вспоминаем о том, как жил этот человек, что он делал, что он думал. А так как большинство людей не умеет анализировать свои собственные впечатления, то этим людям и кажется, что их воспоминания расшевеливаются в них именно самою формою здания и что, следовательно, эта форма находится в необходимой внутренней связи с жизнью, с деятельностью и с образом мыслей того человека, о котором приходится вспоминать.


http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0340.shtml

Очень верно, вернее и не скажешь. На самом деле, тут чистая психология. Ибо есть такая тенденция в мышлении людей: если два явления связаны между собой (например, хронологически), разум человеческий не пытается отделить одно от другого. Да и не только человеческий разум, читайте Конрада Лоренца, или Дольника, на худой конец. Вот и получается, что готические соборы – выражение средневекового спиритуализма, ренессансные палаццо – гуманизма эпохи Возрождения, а прихотливые узоры стиля рококо воплощают дух изысканной и утонченной аристократической культуры галантного века.
Я представляю, насколько сложно опровергнуть тезис о том, что между архитектурой (и искусством вообще) и «духом эпохи» существует жесткая связь. Более того, я не стану утверждать, что такая связь вовсе отсутствует. Но «дух времени» - штука идеалистическая, его сложно линейкой измерить. Более того, единожды сложившееся представление об этом самом духе последующие поколения историков и философов впитывают с молоком alma mater , и впоследствии, вытравить это представление крайне сложно. Писарев говорит про то, что длинные парики времен Людовика XIV не отражают духа его эпохи, точно так же, как не отражают этого духа пудренные парики времен его правнука с порядковым номером 15. Применительно к парикам это действительно звучит нелепо, но вот в стиле Людовика XIV непременно начнут искать проявления этатистской идеологии, а в стиле Людовика XV – проявление игривости галантного века. Вроде бы и убедительно, но доказать это почти невозможно.
По сути дела, Писарев в эпоху увлечения детерминизмом говорит о том, что процесс развития архитектуры и искусства вообще во много определяется случайными факторами. Хотя, определенные закономерности тут все же есть. Например, если в какой-то период декор зданий становится таким обильным, что заполняет почти все стены и потолки, то ясно, что скорее всего спустя короткое время в моду войдет строгость и скупой декор. Это, в общем переложение "закона Пуаре" применительно к архитектуре. Но каковы при этом будут формы зданий – предсказать крайне сложно.

Думаю, будет продолжение…
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, 21 век, Россия, Франция, архитектура, искусство, искусствометрия, исторические мифы, мода, психология, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments