Previous Entry Share Next Entry
Мученичество Св. Себастьяна - 1. Раннее
tito0107
Изображения мученичества святого Себастьяна необычайно широко распространились в западноевропейском искусстве начиная со второй половины 15 века, но встречаются они и раньше, причем иконография их менялась мало. Себастьян изображается привязанным к дереву, или колонне обнаженным молодым мужчиной. В ранние эпохи стрел для него не жалели  - святой утыкан ими, как ёж иголками. Очевидно, чем кровожадней, по мысли художников, сцена, тем большее сочувствие должны испытывать зрители к мученику. Кстати, после этой казни Себастьян выжил и его выходила вдова по имени Ирина. Но потом Себастьяна все равно забили камнями. Последний эпизод в искусстве встречается гораздо реже, чем расстрел. Себастьяна изображался как с лучниками, убивающими его, так и один. Иногда его окружают другие святые, иногда он сам с другими святыми предстоит перед Мадонной, или Христом. В последнем случае он иногда изображался одетым. Но нас сейчас интересует именно мученичество.


Псалтырь из Кэрроу, ок. 1250 г.


Джованни дель Бьондо (?), ок. 1350-1375. Центральная часть триптиха.

В ранних произведениях Св. Себастьян изображался не юношей, а молодым мужчиной, о чем свидетельствует небольшая борода. Согласно житию, он прожил 33 года, как и Христос (по наиболее распространенной версии). Длинные волосы, борода, сами обстоятельства казни сближают его с Христом. Со временем, Себастьяна начинают изображать безбородым, все более юным и даже женоподобным (это начальника преторианской гвардии!). Похожая история (но с некоторым запозданием) происходит и с иконографией Иоанна Крестителя. Впрочем, изображения зрелого и бородатого Себастьяна никуда не исчезают.



Пьеро делла Франческа. Св. Себастьян и Иоанн Креститель, ок. 1460


Андреа Мантенья, ок. 1460-1470.
Лучники сделали свое дело и пошли по домам. По реке плывут лодки, в траве прыгают зайчики. Себастьяна изображен на фоне античных руин, символизирующих гибель язычества. Типичные для кватроченто жесткие контуры и обилие деталей.

В дальнейшем Мантенья неоднократно обращался к этому сюжету.


Андреа Мантенья, ок. 1480


Андреа Мантенья, ок. 1500.
Старый художник остался верен стилистике кватроченто и в новую эпоху.


Джованни Беллини, ок. 1464-1468


Бернардо Парентино (1437-1531)
Художник явно вдохновлялся работой Мантеньи


Антонио и Пьеро Поллайоло, 1475


Сандро Боттичелли, 1474
Число стрел постепенно уменьшается


Антонио д' Анкона. Святые Иероним, Себастьян и Рох, 1478
Чувствуется влияние крупнейших мастеров. А лев, размером с котенка у ног Иеронима забавен.


Беноццо Гоццоли, 1464-1465


Беноццо Гоццоли, ок. 1465


Карло Кривелли. Мадонна со Святыми Франциском и Себастьяном, 1491


Антонелло да Мессина, 1474
Пожалуй, наименее кватрочентистский из всех Себастьянов раннего возрождения. Обилие деталей не режет глаз, низкий горизонт добавляет величия и монументальности и без того величественной фигуре юного мученика. Шедевр, который не был по достоинству оценен современниками, хотя и не остался безвестным (см. ниже).



Пьетро Перуджино, 1478
Перуджино явно знал работу Антонелло, но создать что-то сопоставимое с ней у него получилось не сразу.


Перуджино, ок. 1489
Стрел всё меньше.
И вот, наконец:

Перуджино, ок. 1490
У Перуджино и некоторых других авторов запрокинутая голова Себастьяна с длинными волосами явно восходит к античной скульптуре типа "Умирающего Александра". Но тот, что в Уффици, вроде бы был найден в начале 16 века.
Последняя работа Перуджино была создана в нужное время и в нужном месте, поэтому и "выстрелила", в отличие от картины Антонелло да Мессины.


Подражатель Перуджино, ок. 1500



Винченцо Фоппа, ок. 1489


Либерале да Верона (1541-1529)
Попытался скрестить Антонелло да Мессина и Перуджино


Амико Аспертини, ок. 1505
Редкий пример сидящего Себастьяна.


Чима де Конельяно (1459-1517).
Очень красивая работа, но тип лица у Себастьяна какой-то простонародный.


Чима де Конельяно
Себастьян на фоне замка Св. Ангела. Вырос и возмужал.
По мере приближения высокого ренессанса число стрел, пронзивших Себастьяна уменьшается почти до нуля. В искусстве начала 16 в, в передовых центрах этот сюжет почти не встречается. Себастьян изображается в компании других святых прекрасным юношей, несколько небольших ранок являют разительный контраст с множеством стрел, которые торчали из его тела несколько десятилетий назад.


Больтраффио (ок. 1467 - 1516). Мадонна со Св. Себастьяном и Ионанн Крестителем

Удивительно, что в работах итальянских художников 15 в. святой Себастьян с поднятой рукой встречается довольно редко. Такая поза восходит к античной традиции.


Лука Синьорелли, ок. 1498


Марко Пальмеццано, ок. 1515-1520
Кде-то высокий ренессанс запаздывает, где-то кватроченто переходит сразу в маньеризм, как у Содомы


Содома, 1525
Впрочем, не будем забывать, что основная масса художественной продукции даже в ту великую эпоху представляла собой нечто подобное:


Мастер из Таварнеле, ок. 1510-1515

Нередко в итальянском искусстве эпохи ренессанса встречаются подгрудные изображения Св. Себастьяна. Здесь я ограничусь одним:


Франческо ди Джантиле да Фабриано (раб. 1460-1500)
Переносимся на север. Здесь вытеснение "зрелого" Себастьяна "юным" происходит позднее


Мастер E.S., ок. 1460

Еще одна особенность северной трактовки этого сюжета - фигура Себастьяна часто смещена к краю картины. Возможно, это обусловлено тем, что первоначально он изображался на боковых створках алтарей.


Мастер из Верхней Баварии, ок. 1475.
Впрочем, типаж Себастьяна восходит к нидерландской живописи


Ханс Мемлинг, ок. 1480


Ханс Мемлинг. Боковая створка триптиха "Воскресение", ок. 1490


Ханс Троут (?), 1487
Тело Себастьяна безвольно повисает на веревках. Такая трактовка редко встречается в 15 веке.


Среднерейнский мастер, ок. 1475-1480


Мастер Св. Семейства Младший, ок. 1493-1494
Юное женоподобное лицо контрастирует с мускулистым телом.


Мастер Легенды Св. Лусии, ок. 1480-1490


Мастер Девы среди Дев. Св. Себастьян и Св. Епископ, ок. 1480-1495

С начала 16 века итальянское влияние проникает в северное искусство все интенсивнее


Немецкий мастер, ок. 1510 г.
Ср. позу с одной из картин Перуджино.


Ханс Бальдунг Грин, 1507


Ян де Беер, ок. 1510-1515


Альбрехт Альтдорфер, ок. 1509-1516



Хуан Рамирес, 1515


Ганс Гольбейн Старший, 1516


Симон Бенинг, ок. 1535-1540


Особняком ставлю эту работу:


Йос Лиферинкс, 1497
Последний крупный представитель Авиньонской школы, достойный поста в серии про художников, которым не повезло.



Posts from This Journal by “христианские сюжеты в искусстве” Tag


  • 1
Спасибо за столь подробный рассказ. Никогда об этом не задумывался, увы..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account