?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Об архитектуре второй половины 19 века и моде 1970-х
tito0107
Позапрошлой ночью у меня поднялась температура и мне снились архитектурные сны. Безо всякого нарратива - просто некий город, построенный по регулярному плану с бесконечно длинным центральным проспектом
Несколько месяцев назад bohemicus написал пост, где сравнивал модернистскую архитектуру 20 и 21 веков с мужской модой 1970-х.
Что и говорить - одежда того времени действительно нелепа: диковинные пропорции, кричащие цвета. Но я бы сопоставил ее не с конструктивизмом/функционализмом и прочими архитектурными измами последнего столетия а как раз с эклектикой второй половины 19 века, о которой сокрушается Богемикус.
Ибо, в целом, она так же дисгармонична, как мужские костюмы 70-х.


Доходные дома в Праге. Кон. 19 - нач. 20 века. Те, что модерн, выглядят приличнее.

До этого, в архитектуре в течение нескольких веков господствовали правила, выработанные в эпоху ренессанса и частично восходящие к античности. Даже самые дерзкие архитекторы эпохи рококо не декларировали разрыв с классической традицией. Но вот, конструктивные и декоративные возможности дерева и камня исчерпаны. В 19-м веке появляются новые типы зданий (доходные дома, вокзалы, пассажи и универмаги, выставочные павильоны, огромные цеха заводов), новые строительные материалы (чугун, сталь, стекло, железобетон). Все это задает иную систему пропорций (точнее, системы), отличную от классической. Архитекторы растерялись, не знали, что с этим делать. И кинулись строить вокзалы, похожие на готические соборы, или доходные дома, представляющие собой смесь ренессансного палаццо и русского терема.

В мужской моде тоже очень долго господствовал классический костюм. Одежда мужчин с картин Фантен-Латура и Мане (а тем более, начала 20 века) не так уж сильно отличается от мужских костюмов конца 1950-нач. 1960-х. Более того, пиджак и брюки со стрелками господствуют во всех слоях общества, на работе, на отдыхе и на торжествах. Даже рабочая спецовка зачастую напоминает классический костюм. Ну, может, на лыжную прогулку свитер наденут. (Утрирую, конечно)

И вот, шестидесятые (особенно вторая их половина) показали, что мужская одежда может быть и иной, а в семидесятые понеслось-поехало. Не вижу смысла описывать вакханалию, которая творилась тогда, все это хорошо представляют. ЧуднЫе цвета и пропорции проникают и в деловую одежду. При этом исходит все это великолепие все равно из классического костюма - и пиджаки и брюки со стрелками и ботинки (а не кеды с кроссовками) остаются, но выглядят карикатурно.



Постепенно все сгладилось. В архитектуре появился стиль модерн, как видится мне сейчас, бывший шагом на пути к функционализму/конструктивизму, а мужской костюм 1980-х выглядит куда более гармоничным, чем в предыдущее десятилетие.
Не скажу, что архитектура последних ста лет мне очень нравится. На мой взгляд, система пропорций для новых материалов, конструкций, типов зданий так и не выработана окончательно (да и будет ли выработана - непонятно, при нынешнем развитии технологий и непрерывном изменении). Но и в Греции выработка ордера заняла не одно столетие - это в несравненно более простых условиях. (В смысле и типов сооружений и типов конструкций было много меньше).
Напоследок выскажу мысль, которая многим покажется кощунственной. Хрущевка, брежневка и их аналоги в других странах выглядят гармоничнее, чем большинство доходных домов второй половины 19 века. Хотя последние, безусловно, интереснее.



Posts from This Journal by “архитектура” Tag

  • Обуда

    Обуда - один из трех городов, помимо Буды и Пешта, из которых образовался Будапешт. Собственно, название "Обуда" значит "Старая…

  • "Плохие сны"

    Реконструкции Херсонеса Таврического в римскую эпоху(первые века н.э.) и в 10-м веке. Плохо, что почти нет общих видов античного города В 10…

  • Рассказ попаданца


  • 1

Эклектика 19 века - основная туристическая радость, считай во всех больших городах... Масс-культура прошлого?


Масскультом бы не назвал, на счет радости согласен.

  • 1